Газета Рабочая Балахна > Образование > Зеленая лаборатория Распечатать

Зеленая лаборатория


18:43 8.08.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
Человек может выжить только в гармонии с природой. Усвоить, что биосфера - это его единственный дом, в котором он должен научиться жить, помогут только знания, причем практические.

В Центре туризма и экскурсий в этом году впервые работала экологическая школа “Зеленая лаборатория”. Воспитанники детских объединений Центра туризма “Географы-краеведы” (рук. Н.В. Молькова) и “Юные экологи” (рук. Т.В. Лой) вместе с прогулочной группой (рук. А.А. Букина) на базе филиала в районе деревни Рылово отрабатывали практические умения и навыки по исследованию природных богатств края. Большой интерес к открытию новых маршрутов проявили и приглашенные в полевую школу учащиеся школ №3, 9, 10.
Экскурсии по эколого-краеведческому маршруту “Тропой путешествий и открытий” дали не только умение ориентироваться на местности, представления о типах природных сообществ и их видовом разнообразии, но и пополнили багаж впечатлений. Купание под водопадом, десятикилометровая пешеходная прогулка, раскаленный смоляной воздух, родниковая вода источника святого Тихона и спелые ягоды - ирга, земляника, черника - скрасили маршрут. Ребята укрепили здоровье, отчего небольшие попутные наблюдения и исследования были, скорее, развлечением.
Изучение пернатых и учеты водоплавающих птиц на карьерах, которые являются ключевой орнитологической территорией России (КОТР) и имеют всемирный статус, участникам полевой школы помогли провести сотрудники Балахнинского общества охотников и рыболовов. Полученные данные позволят ребятам принять участие в областном конкурсе “Хранители КОТР”, организуемом Союзом охраны птиц России.
Посещение и исследование трех родников, беседы с местными жителями об истории этих родников и образовании нового “бирюзового озера” не только объяснили, почему Рылово называют родниковым краем, но и заставили ребят поразмышлять о последствиях необдуманного вмешательства человека в природу.
Старшеклассники исследовали типы почв, их плодородие, кислотность и некоторые другие свойства. Пятиклашки изучали воздушную среду и атмосферные явления с помощью различных приборов, таких как гигрометр, барометр, термометр, устанавливали наиболее запыленный участок самодельными пылеулавливателями, учились предсказывать погоду по изменениям показаний приборов.
Они сравнивали данные с предсказаниями по облакам, и даже народная примета - крик иволги - подтвердила их прогноз: дневной зной к вечеру сменился прохладой от густой облачности. И тем приятнее было собраться вместе у “вечернего самовара” не только, чтобы отведать белый, зеленый, черный, красный и кипрейный чай, но и узнать о свойствах, использовании, правильном заваривании чая.

Но самым интересным в такую жару было исследование водных объектов. Прозрачность, температура, глубина и почти десяток других показателей освоили ребята, совмещая исследования с приятной процедурой купания и взятием проб. А анализы воды, воздуха и продуктов с помощью специальных тестов минилаборатории вызвали бурю эмоций.
Для меня, как педагога дополнительного образования, многого стоят слова выпускницы одной из школ: “Если бы химия на уроках была такой практичной и интересной, я бы ее учила и пошла бы на химфак!”, а также благодарность родителей: “Спасибо вам, недавно в лесу заблудились, а сын, представляете, вывел!”
В ходе тренингов, игр, общения, индивидуальной и групповой работы ребята глубже познают не только природу, но и себя, учатся взаимодействию с другими людьми. В свою очередь хочется поблагодарить и родителей, и педагогов, и сотрудников различных организаций - всех, кто помог результативно и интересно провести уроки в экологической школе “Зеленая лаборатория”.

Н. МОЛЬКОВА,
руководитель “Зеленой лаборатории”, методист по эколого-биологической работе
На снимке: исследования водных объектов.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.