Газета Рабочая Балахна > Православие > Балахнинские иконы: история и судьба Распечатать

Балахнинские иконы: история и судьба


21:06 15.07.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
Христорождественская церковь – один из древних храмов Балахны. Своими шлемовидными главами, устремленными ввысь, храм напоминает былинного богатыря и величественно возвышается над городом. История этой церкви, как и история нашей страны, непроста. Ещё более непроста судьба старинных икон этого храма.
Балахна – старинный город Нижегородского края – отличалась в давние времена многочисленностью своих храмов. В нашем сравнительно небольшом городе, по подсчетам на основе Писцовой книги Балахны 1674 – 1676 гг., было почти 30 церквей – каменных и деревянных. В настоящее время из существовавших в Балахне в начале первых десятилетий XX в. 14 каменных церквей осталось только 9. В послереволюционные годы многие храмы не избежали насильственного изъятия церковных ценностей, среди которых были и наиболее старинные, веками намоленные иконы.
Часть икон из балахнинских храмов попала в краеведческий музей, созданный в 1927 году к празднованию десятилетия Октябрьской революции. Среди них были и иконы из Соборного храма Рождества Христова г. Балахны, в котором сохранился уникальный резной пятиярусный иконостас конца XVIII в. с комплексом икон XVII века. В запасниках Балахнинского краеведческого музея оказались три иконы праздничного ряда из центрального иконостаса храма.
Церковь Рождества Христова была построена в середине XVII века под покровительством протопопа московского Успенского собора, балахнинца по происхождению, Кондрата Ильина. В 1937г.
храм фактически перестал действовать, так как все его священнослужители были репрессированы. Окончательно храм был закрыт в 1941г., а в его здании разместили склады Балахнинского горторга. В 1989 году храм передали вновь созданной общине верующих, и в нем стала возобновляться молитвенная жизнь. При передаче Христорождественского храма верующими было обнаружено, что в местном ряду центрального иконостаса все иконы отсутствуют.
Они были вывезены из Балахны ещё в 1964 году в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, так как представляли особую ценность. Было вывезено 10 икон: “Символ веры”, образ Спаса “Смоленский”, “Все святые”, “Божия Матерь Владимирская с праздниками”, “Рождество Христово с праздниками”, “Успение Богородицы с праздниками”, “Божия Матерь Корень девства” (“Звезда Пресветлая”), “Божия Матерь Неопалимая Купина”, “Троица” и рама с “Житием Антипы Пергамского”. Семь икон и рама происходят из местного ряда центрального иконостаса церкви (кроме “Символа веры” и “Троицы”).

В числе вывезенных икон – редкий иконографический образ Божией Матери, получивший название при поступлении в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева “Звезда Пресветлая”, а в описях храма числился как “Божия Матерь Корень девства”. На иконе, написанной в XVII в., представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака – сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, которые “порождают” внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Эта икона была особо почитаема в Христорождественском храме.
Также были перенесены в центральный иконостас особо почитавшиеся иконы “Божия Матерь Неопалимая Купина”, образ Спаса “Смоленский” и “Божия Матерь Владимирская с праздниками”.
Почти все иконы, вывезенные в Москву, упоминаются в Писцовой книге либо в описях храма XVIII – XIX вв. Например, икона “Божия Матерь Неопалимая Купина” упоминается в Писцовой книге г. Балахны 1674 – 1676 гг. как “поставление” протопопа московского Успенского собора Кондрата Ильина. Также упоминается образ Спаса “Смоленский” с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским”, который имел “венец чеканный позолочен с каменьем и з жемчюги” - “приклад” того же протопопа Кондрата, поэтому не исключено, что и сама икона также являлась его вкладом в храм.
Икона Божией Матери “Звезда Пресветлая”, по-видимому, тоже была создана по заказу протопопа Кондрата и являлась вкладом в церковь, поскольку на иконе в числе припадающих изображен его святой покровитель Кондратий-мученик.
На основании упоминания в одном из источников о том, что протопоп Кондрат Ильин был ещё и иконописцем, ряд исследователей высказывают гипотезу о возможном его участии в создании вышеназванных икон из Христорождественского храма.
Все вывезенные иконы были довольно больших размеров, например, икона “Божия Матерь Звезда Пресветлая” - 1,80 м х 1,40 м. Эти святые образы из храма Рождества Христова по-прежнему находятся в Центральном музее им. Андрея Рублева.
А в Балахне в ноябре прошлого года в Музее кружева открылась выставка православных икон XVII – XIX веков. Почти все иконы этой выставки попали в музей из балахнинских церквей, которые были либо закрыты, либо разрушены. Представлены на выставке и иконы из Христорождественской церкви.

Вопрос о том, будут ли эти намоленные иконы когда-то обратно переданы Православной Церкви, займут ли они свое место в иконостасах сохранившихся старинных храмов Балахны, по-прежнему остается открытым.
Полагаю, что решение этого вопроса – дело времени и недалекого будущего, так как в настоящий момент светская власть предпринимает определенные шаги по проблеме возвращения церковных ценностей.

А. ВИХАРЕВ
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.