Газета Рабочая Балахна > Актуально > Мы шли в Германию с боями Распечатать

Мы шли в Германию с боями


23:48 6.05.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
Я, Николай Павлович Крюков, рядовой запаса, родился 17 декабря 1924 года в Ульяновской области, в крестьянской семье. Наша семья переехала в Балахну, здесь я учился в школе №7. После окончания “семилетки” работал на заводе №92 в городе Горьком. В армию я был призван в декабре 1942 года в 149-ю танковую бригаду, где прошел военную подготовку и был направлен в формировавшийся 8-й механизированный корпус в район станции Кубинка под Москвой. Корпус был сформирован в июне-августе 1943 года, в сентябре мы выехали на фронт.
Я участвовал в боевых действиях на 2-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, в составе 66-й и 67-й механизированных бригад 8-го Александровского корпуса 50-й танковой армии.
Перед началом боевых действий корпус сосредоточился в районе станции Кобеляки Полтавской области. Переправившись через реку Днепр, мы вступили в боевые действия по освобождению Кировоградской области. Боевое крещение я получил при взятии населенного пункта Березовка, пригорода г. Александрия.
Вспоминается один из эпизодов боевых действий по освобождению Кировоградской области. После беспрерывных боев в октябре, ноябре и декабре 1943 года корпус понес большие потери в живой силе и технике. Оставшиеся бойцы корпуса были посажены десантом на танки, и под покровом ночи мы перешли линию фронта, продвинулись вглубь на 70 км. Ночью мы захватили железнодорожную станцию Знаменка и райцентр Малые Виски, где располагался штаб немецкой армии и военный аэродром. Немцы были захвачены врасплох, бежали в нижнем белье, бросив все. Мы на танках давили их самолеты, преследовали противника.
Наш рейд в тыл врага был задуман с учетом того, что за нашим прорывом будет идти стрелковая дивизия. Но не получилось. По какой-то причине стрелковая дивизия нас не поддержала, и мы оказались в окружении. За успешную операцию пришлось расплачиваться дорогой ценой.
Рассветало. Немцы опомнились, подбросили резерв и начали наступление на нас. Мы удерживали захваченные позиции в течение двух суток. Немецкая авиация беспрерывно бомбила наши позиции. У нас кончилось горючее для танков, и на исходе оказались боеприпасы. Пришлось отступать. Бросив часть боевой техники, разрозненными группами мы вышли к своим, потеряв часть личного состава.
В результате боев по освобождению Кировоградской области наш корпус понес большие потери. Погибло очень много однополчан, в основном молодые ребята 1924 – 1925 годов рождения.
Корпус вывели на переформирование. После укомплектования личным составом и техникой корпус был переброшен на 2-й Белорусский фронт, где принимал участие в освобождении Польши, Восточной Пруссии и непосредственно самой Германии. В боях на 2-м Белорусском фронте немец был уже не тот – отступал и отступал. Превосходство было на нашей стороне.
Для меня война закончилась 2 мая 1945 года. Мы встретились с англичанами в районе города Грабов в 70 километрах от Гамбурга. В Германии мы простояли три месяца, после чего своим ходом, в основном по местам недавних боев в Германии, выехали на Родину.
Мы направлялись на Японский фронт, но остановились в Барановической области, где я продолжал служить в армии до мая 1947 года, а затем демобилизовался. Возвратившись домой в Балахну, я начал работать крановщиком на топливном складе ГоГРЭС. Поступил в Балахнинский энергетический техникум на вечернее отделение, окончил его и перешел в электрический цех дежурным электромонтером. Позднее я стал начальником смены и трудился в этой должности до выхода на пенсию.
За участие в боевых действиях я был награжден медалью “За отвагу”, орденами Красной Звезды и Великой Отечественной войны II степени.


Н. КРЮКОВ, участник войны
На снимке: Н.П. Крюков у главного щита НиГРЭС. Снимок сделан 9 мая 2009 года перед митингом в честь Дня Победы.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.