Газета Рабочая Балахна > Актуально > По следам археологов и кладоискателей Распечатать

По следам археологов и кладоискателей


01:02 14.07.2015. http://Рабочая-Балахна.РФ
В предисловии к своей книге «И родник под горой» историк и краевед А.Д. Ярцев – бывший директор Рыловской школы, отмечает, что исторические сведения XII – XYIII веков, касающиеся родного края, пришлось собирать по крупицам в архивах Нижнего Новгорода, Городца, Балахны.
Автор использовал также исторические исследования балахнинских краеведов М.В. Карташовой, Г.Д. Шулындиной, В.А. Угрюмова и известных нижегородских историков.



«Выражаю благодарность деревенским долгожителям Л.Д. Комяковой, А.А. Злыгиной, Е.И. Чиковитовой за бесценные воспоминания по истории деревни XX века. Интересный рассказ из жизни деревни 30-х годов прошлого века нам оставила В.Г. Погодина. Надеюсь, что мое повествование вызовет интерес не только жителей д. Рылово, но и окрестных деревень» - отмечает А.Д. Ярцев.

Думаем, что книга «И родник под горой» интересна будет всем балахнинцам, поскольку в ней освещается история нашего района, тесно связанная с историей Нижегородской области, всей нашей страны. В книге встречается много известных в районе фамилий, рассказаны истории многих семей.
Продолжаем публикацию отрывков из книги А.Д. Ярцева (сокращенный вариант, в изложении).

Край березовый
Деревня Рылово расположена на западной границе Балахнинской низменности, на высокой поросшей лесом гряде, в 40 км от областного центра, в 15 км от Балахны – родины великого патриота Кузьмы Минина, и 25 км от Городца, где скончался святой Александр Невский.

Холмистая гряда протянулась здесь с севера на юг километров на 15. Из деревни, раскинувшейся на горе, открывается бесконечная ширь земли русской, обширная Балахнинская низменность. В рассветный час июньского дня, одного из тех дней, когда ясная погода установилась надолго, с Рыловской горы можно увидеть сразу четыре города. Все как на ладони – вдали районный центр Балахна, на крутом левом берегу Волги виден старинный Городец, в легкой голубой дымке белеют многоэтажные дома молодого города Заволжье. А на юго-востоке просматриваются трубы предприятий Нижнего Новгорода. Где еще такое встретишь, чтобы из одной деревни были видны четыре города?

Это живописный уголок Нижегородской области.
Рыловская гора, ключ под горой – вода его всегда славилась и считалась самой чистой и вкусной. Рыловский лес, могучий и загадочный, обрамленный красавицами-березками. С этим природным богатством связаны детство и юность многих из нас.

Князь Пожарский и Жарская волость
История деревни Рылово, его окрестностей уходит в глубь веков.
Недалеко от Рылово, всего в трех километрах, расположена деревня Чуркино, а в 300 м на юг от нее имеется местечко, именуемое в народе «Шишка». 50 лет тому назад здесь росли великолепные по своей красоте старинные сосны. Именно здесь, на месте, похожем на большой курган, профессор из Нижнего Новгорода В.И. Каменский проводил раскопки и пришел к выводу: «На Чуркинской стоянке обнаружен могильник древнерусских захоронений, который можно отнести к X – XII векам нашей эры».

В эпоху татаро-монгольского нашествия, когда страшный враг жег неоднократно Нижний Новгород, Городец, русские люди скрывались от захватчиков в лесах, где потом появилось более десяти деревень в местности, которая позднее получила название Жары.

Существует две версии происхождения этого названия. Первая – здесь заготавливали дрова, жгли их и получали уголь, который отправляли в Балахну. Уголь шел для костров, которые горели в Балахне, когда «выпаривали соль в огромных сковородах (6х6 или 8х8 метров) с высокими бортами. Выварка соли продолжалась непрерывно от трех до четырех суток». Древесного угля требовалось очень много.

Вторая версия: «Может быть, название Жарской волости Балахнинского уезда связано с фамилией Пожарского». Леса от Рыловской гряды до Пуреха и до Мугреево были вотчиной князя Д.М. Пожарского.

Крестьянин-археолог
В конце 80-х годов XIX века прошел слух, что в районе деревни Юрино нашли надгробный камень с могилы спасителя Отечества князя Д.М. Пожарского. В наши края потянулись историки-краеведы.
В Городце в эти годы жил крестьянин, археолог-любитель Петр Данилович Дружкин (1836 - 1891 гг.). Он имел тесные связи с профессором А.С. Гациским – историком, писателем, археологом-краеведом.

Профессор называл Дружкина «мой археологический протеже», напечатал дневник Дружкина о его раскопках. Есть там эпизод о том, как слух прошел: в болотах нашли камень – вроде памятник князя Пожарского. «1887 года апреля 23 приехал я в город Балахну, увидал двоих мужичков жарских, спросил о памятнике Пожарского, - вспоминал крестьянин-археолог. – Один говорит, что его разбили, а другой говорит не разбили, а цел. Тут я никак не стерпел и отправился из Балахны в Жары пешком: делать нечего, не дворянин какой, дойду и пешком, всего 20 верст».

Очень подробно П.Д. Дружкин рассказывает, как он шел и что видел в пути, кого встретил, о чем расспрашивал. Разное говорили крестьяне о найденном камне с надписью, которую: «никто не разбирает из мужичков, а начальство-то скрывает. Выезжали балахонские чиновники, прочитали и никому не сказали, что написано. Велели камень разбить». Как оказалось, не разбили.

Камень-дикарь с загадочными письменами
Камень вызвался показать Дружкину словоохотливый старичок из Бурцева. Вот что он увидел: «Сажен на пяток от берега в болоте камень, серый дикарь. С одной стороны плоский. В один аршин длины и ширины, а с исподи круглый, как обыкновенный дикарь. На плоском месте нацарапаны слова, в вершок длины, таким манером: «Памятник к князя Пожарс 1466». Еще кое-что начеркано видится бы, но непонятно, точно стерто».

Надгробным камнем «дикарь» быть не мог. Может, это был межевой камень, отмечающий границы владения? Дружкин, похоже, вообще заподозрил подделку. Было не только у него предположение, что тогдашняя молодежь пошалила – «набаловали для удивления народу».
Не проявив к камню особого интереса, Дружкин напросился к бурцевскому старичку в гости: «Пойдем-ко, дядя, ко дворам, а я очень устал, походил сегодня порядочно; нет ли у вас самоварчика, я б чайку попил; у меня есть чай и сахар». Простые были нравы!

Тайна древнего кургана
Когда еще Дружкин расспрашивал местное население о загадочном камне, дал ему «знакомый мужичок в деревне Бабьей» другой совет:
«А ты бы, говорит, вот что бы лучше сделал: у нас есть на Рыловой горе клад, еще когда паны воевали, и тут они похоронены, с ними оружие разное, и посуда всякая серебряная и золотая и денег много, вот бы ты раскопал, и я бы с тобой пошел».

На раскопки нужно было разрешение: «Земля тут Лебедевская. А спросить нужно на стеклянном заводе Андрияна Давыдыча Дерюгина, лебедевского управляющего». Разрешение от Дерюгина было получено. Но в деревне Бабье «одна девчурка сказывала, что тятенька ее на это место ходил клад рыть – такой страх видел, что и теперь помнит, и боится мимо-то ходить».
Археолога это не остановило. И отправился он 26 апреля в воскресенье поутру на раскопки, на курган Шихан. В провожатые взял себе «полесовщика в сельце Черницыно».

«Не доходя до кургана с полверсты, полесовщик указывает на место: это место называется Оселок; на этом месте когда-то была деревня, деревни уже никто не запомнит, только старики сказывают, что тут была деревня Рылово». Итак, в 1887 году деревни Рылово уже не было. Она была здесь гораздо раньше. И возродилась позднее. Во время посещения этих мест Дружкиным, о деревне напоминал лишь заброшенный, но не высыхающий пруд.

Проклятие Шихана?
Придя на место, археолог заметил, что курган Шихан уже «порыт порядочно кладоискателями». Стали копать и Дружкин с приятелем, «а ничего не попадалось, кроме разных камешков, крупных и мелких». Подробности раскопок Шихана приводить не будем. Тем, кто заинтересуется, лучше почитать книгу. А итог был таким: ни серебра, ни золота в кургане не оказалось. Откопали только человеческие кости. Не польские паны покоятся в кургане. Это более древнее захоронение.

Финал раскопок был неожиданным и чрезвычайным. Воскресным теплым днем 26 апреля, когда крестьяне уже пашню пахали, вдруг «пошел дождь со снегом: с тем и прекратили раскопку и пошли в деревню Бабью; насилу добрались до места: ветер с ног валит, дождь со снегом. Вот так охотка! В то время на Волге много посуд затопило, и пароходы приостановились, не ходили весь день». «Курган по летней дороге от Балахны 15 верст». Может, это знак был, что нельзя тревожить древние захоронения?

Как тут не вспомнить проклятие гробницы фараона, могилу Чингисхана или алтайскую принцессу – когда ее раскопали, вообще землетрясение началось.
К раскопкам кургана Дружкин не возвращался.

(Сокращенный вариант подготовила Л. ЧИСТЯКОВА)

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.