Газета Рабочая Балахна > Земляки > Балахнинская кружевница
![]() Балахнинская кружевница01:04 30.08.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ |
Родившись далеко от Балахны и получив не имеющее отношение к художественному творчеству образование, Галина Викторовна Муравьева более десяти лет пропагандирует и развивает красивый местный промысел. Кружевоплетение для нее не просто хобби, а серьезный труд. Мастерица плетет вещи только по своим сколкам. Она изобрела новую технологию кружевоплетения, участвует в региональных и международных выставках и фестивалях, занимается исследованием балахнинского промысла, пишет научные статьи об этом виде прикладного искусства и выступает с докладами на международных конференциях. ![]() Благодаря ее работам и докладам о балахнинском кружеве узнали российские мастера из Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Ельца, Радужного, Казани, Йошкар-Олы, Перми, а также зарубежные – из Франции, Болгарии, Австралии. Балахнинцы могут ознакомиться с материалами о балахнинском кружеве в районной библиотеке, где есть все статьи и доклады Муравьевой. С 2011 года Галина Викторовна является членом OIDFA – международной организации коклюшечного и игольного кружева. Весь путь к промыслу, говорит Г.В. Муравьева, шел по кругу. В детстве, живя в Ленинградской области, хотела получить профессию кружевницы и учиться в Вологодском училище, но родители отсоветовали, опасаясь за зрение дочери. Галина окончила биофак Петрозаводского университета, а потом экономический техникум по специальности «бухучет» и всю жизнь работала бухгалтером. В Балахну она приехала в 1982 году вместе с мужем, который был родом из нашего города. Тогда еще была жива его бабушка Олимпиада Нестеровна Добренькова. Бабушка и ее сестра Екатерина были кружевницами в деревне Суздалево Николо-Погостинской волости. После замужества Олимпиада Нестеровна больше не плела кружева, плела ее сестра. Черную косынку, сплетенную ею для своих племянниц, Галине Викторовне дали надеть на похороны свекра. ![]() Сейчас мастерица сожалеет об упущенных возможностях в познании секретов балахонского манера непосредственно от потомственной кружевницы. Вплотную заниматься кружевоплетением Галина Викторовна начала лишь в 2002 году, когда посещала кружок лоскутной техники Т.Ф. Филичевой. За три года сшила в кружке три куклы, попутно осваивая работу с бисером, золотное шитье, которыми оформлялись кукольные костюмы. Хотелось добавить в отделку и кружево. А тут еще и выставка костюма из Городца открылась в Балахнинском музее. Сходила на нее и «заболела». Татьяна Федоровна посоветовала учиться кружевоплетению у балахнинской кружевницы, члена Союза художников России Г.А. Котовой. Дома хранились привезенные из Суздалево найденные на чердаке бабушкины барабан и коклюшки. Сшила на барабан валик из старых детских одеял, обтянула тканью. Согнутый из дерева, барабан очень легкий и служит второе столетие. С ним кружевница ездит на фестивали и выставки и хранит в нем коклюшки и сколки. Тогда же в начале 2000-х съездили с Татьяной Федоровной Филичевой на лоскутный фестиваль в Иваново, смотрели организацию мероприятия, процесс награждения. В тот же день обошли пять выставочных площадок, очень устали, но остались довольны. Так появилось желание участвовать в выставках и фестивалях. - Образование помогает мне учиться самостоятельно, - рассказывает Галина Викторовна. - Фактически в кружке Галины Александровны Котовой я научилась только плести балахнинские решетки и край и посмотрела, как рисуют сколки. Свои сколки начала рисовать сразу. Дальнейшее самообразование продолжила с помощью книг и Интернета, знакомилась с европейскими кружевными центрами, общалась с кружевницами в «ВКонтакте», на «Фейсбуке». На последнем выложено больше 150 альбомов с фотографиями с различных выставок и фестивалей. Последние три года посещаю школу рисования для взрослых местного художника Николая Васильевича Короткова. На его занятиях учусь рисунку, живописи, композиции, переводу объемного цветка в плоское изображение, пригодное для использования в кружевных сколках. Сразу начала собирать доперестроечную литературу на русском языке о кружеве, таких книг издано немного. Постперестроечную литературу почти не покупаю, много повторений. И даже повторяют текст с ошибками. Так, в книге «Нижегородские промыслы» автор пишет о балахнинском кружеве: «На легкие тюлевые решетки брошены охапки цветов». Эту фразу «легкие тюлевые решетки» копируют другие издания. В Балахне же никогда не плели тюлевую решетку, ее плетут в Европе, а у нас распространена простая решетка в ползаплета и в полный заплет. Из Европы в Россию пришла квадратная решетка, в Вологде ее зовут «вологодская терка». Заимствована и «Мушка», которую в Европе плетут с тремя ножками, а балахнинские кружевницы переделали и плетут с двумя, поэтому такая решетка смотрится легче. ![]() От исследования балахнинского промысла Галина Викторовна перешла к исследованию новых технологий. О кружеве она может говорить бесконечно. И не только говорить. Вот уже пять лет, как она о нем пишет. - Писать о кружеве меня сподвигла Татьяна Федоровна Филичева, -продолжает Г.В. Муравьева. – Она, как и я, постоянно осваивает новые технологии, и всегда говорила: «Пиши о балахнинском кружеве, кроме тебя, больше некому». Первая статья о балахнинских решетках вышла в 2009 году в журнале «Коклюшечное кружево», который издавала Н.А. Бурлешина (Москва). Она же предложила участвовать с докладом в международной научно-практической конференции, которую проводила высшая школа народных искусств - ВШНИ (Санкт-Петербург). По итогам каждой конференции выходят сборники докладов. После первого международного фестиваля в Вологде в 2011 году Надежда Александровна Бурлешина предложила балахнинской кружевнице написать статью о сплетенной Галиной Викторовной косынке-фишовке и дать ее сколок в своем журнале. Во время фестиваля в Вологде мастерица посетила музей вологодского кружева, там же она познакомилась с главным хранителем Надеждой Александровной Кутекиной, которая рассказала и показала, как хранится и экспонируется кружево в Вологодском музее кружева. Сотрудники очень трепетно относятся к национальному достоянию. Кружево – вещь хрупкая. Оно хранится в специальных витринах за стеклом, причем пришитым к ткани. Так не попадает пыль, соблюдается микроклимат и отсутствует нагрузка на изделие. Даже в фондах музея кружево в специальных коробках переложено бумагой, которая защищает от заломов и ультрафиолетовых лучей. К сожалению, в нашем музее кружевные изделия, которые составляют золотой фонд кружевоплетения мира, висят на булавках без каких-либо стеклянных витрин. Участие в крупных мероприятиях помогает познакомиться с кружевницами разных городов, их творчеством, кружевом этих центров. Наибольшее впечатление произвел конгресс OIDFA, проходивший во Франции в 2012 году. Работы Галины Викторовны были представлены на стенде России, и ее сколок балахнинской бабочки был напечатан в папке сколков, которая выпускается к каждому конгрессу. Кроме стендов стран-участников конгресса, Г.В. Муравьева посетила отдельные выставки – кружево Франции, представившее лучшие образцы музеев Европы, кружево блонды, выставку традиционных центров кружевоплетения Франции, кружево современных художников-дизайнеров. Наша мастерица побывала в Курселе – родине цветных блондов. А на обратной дороге в Париж заехала еще в несколько мест и посмотрела выставку вееров, машинного кружева, любовалась старинными домами и удивлялась сувенирам лавок средневековых городков Франции. Выставка современного кружева Франции произвела неизгладимое впечатление. В своих работах мастера совершенно не использовали традиционные приемы, которых очень много во Франции, а старались придумать что-то новое. Обратив внимание на разные виды переплетений в тканях, Галина Викторовна попробовала воплотить новые идеи в кружеве. Так получилось пособие по плетению декоративной полотнянки «Рельеф», мастер-класс которого кружевница показала на последнем - в июне, международном фестивале в Вологде. На мастер-класс пришли более 50 человек, все желающие приобрели пособие и попробовали сами плести образец. Общее впечатление – как просто! В этом году осенью Галина Викторовна собирается поехать в северную столицу на научную конференцию уже в шестой раз. В планах на 2015 год фестивали в Радужном Владимирской области и Ельце, в 2016 году – очередной конгресс OIDFA в Любляне. И, конечно, новое кружево. Сейчас она уже сплела образцы для следующей новой технологии. Теперь их надо сфотографировать, описать ход плетения, нарисовать схемы и можно отдавать дизайнеру для верстки следующего пособия. ![]() Галина Викторовна Муравьева 28 августа отметила юбилей. Желаем балахнинской кружевнице исполнения творческих планов, вдохновения, счастья и благополучия. Н. ГОРБУНОВА На снимках: Г.В. Муравьева на Нижегородской ярмарке, 2005г.; лист в папке сколков к конгрессу OIDFA с бабочкой Галины Викторовны; у знаменитой скатерти «Снежинка» в Музее кружева, Вологда, 2014г.; косынка-фишовка. Фото из личного архива Г. МУРАВЬЕВОЙ Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. |