Газета Рабочая Балахна > Земляки > На таких Россия держится. 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах Распечатать

На таких Россия держится. 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах


20:19 25.04.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ
28 лет назад в этот день единая страна готовилась к первомайским праздникам, а на следующие сутки по всем военкоматам СССР посыльные круглосуточно собирали воинов запаса: строителей, водителей, связистов, химиков…
Взорвался четвертый блок Чернобыльской АЭС. На полигонах разворачивались кадрированные полки гражданской обороны и химзащиты, формировались эшелоны и литерными составами мчались в братскую Украину.
Пришла такая повестка и балахнинцу Владимиру Васильевичу Алексееву. Родился он 30 июня 1952 года в старинном городе Юрьевец, что в Ивановской области. Школу окончил на родине, потом поступил в политехнический институт в г. Заволжье, а работал токарем на ПЗРА.

Служил в группе советских войск в ГДР, в войсках связи. Перед демобилизацией окончил офицерские курсы. Домой вернулся в 1972 году.
В майские дни 28 лет тому назад Владимир ушел в отпуск, собирался поехать на родину к матери - вскопать огород, порыбачить. Но не сложилось. Поздним вечером в дверь позвонили. В дверях женщина - штатный сотрудник военкомата.
Тревожно она сообщила: «Володь, сборы в Брянск на 25 суток». Взял Алексеев партийный и военный билеты, паспорт и, не мешкая, отправился в военкомат, жил-то рядом - на ул. Энгельса.
В военкомате уже собирались люди, но немного, и среди них товарищи - Петя Колесников, Володя Хворостов. Владимир понял, что собирают в первую очередь офицеров запаса, прикомандированных к 393-му полку гражданской обороны, дислоцированному в п. Мулино. Что будет дальше – никто не знал.

15 мая наши земляки уже были под Киевом в 25-километровой зоне отчуждения. Владимир получил назначение на должность командира телефонно-телеграфного взвода.
Полк по прибытии развернули в лесу на огромной поляне. За считанные дни был построен целый палаточный городок со своей столовой, медротой, штабом, техпарком машин связи и солдатским клубом.
Стояла сильная жара. Поначалу военнослужащие носили химзащиту, противогазы. А химразведка уехала непосредственно на станцию. Взводу Алексеева была поставлена боевая задача – обеспечить все бесперебойные виды связи штаба полка со всеми рядом расположенными бригадами.

Изнуряющая жара делала свое «черное» дело - солдаты скидывали химзащиту, противогазы заменяли на марлевые маски. Действие радиации проявлялось сразу, повязки быстро краснели. Это изотопы стронция вступали в реакцию с выдыхаемым воздухом. И поэтому бойцы и их срывали.
А работы было очень много как на станции, так и в близлежащих селах. До сих пор помнит Володя брошенные наспех хозяйства, бродящих во дворах бесхозных кур, гусей, овец, коров, собак. При эвакуации людям было разрешено взять с собой только деньги и документы. На сборы давалось 20 минут, а потом их увозили из родных мест навсегда. Страшно было смотреть на окна брошенных домов, в которых росли дети, где люди строили себе планы на долгую жизнь. И везде зашкаливающий радиационный фон. Химики проведут дезактивацию, но пройдет дождь, и все нужно снова отмывать.

Поэтому в небе над постоянной дислокацией спецвойск самолеты «расстреливали» грозовые тучи. Решат одну проблему, а тут появляется другая - налетал суховей, и радиационный фон опять поднимался до угрожающего уровня.
Владимиру довелось поработать и на самой станции, и в ближайших селах. Из брошенных деревень вывозили в могильники биологические отходы, они были самыми опасными.
Боль в душе вызывали печальные глаза мужиков-шоферов. Они приезжали в Чернобыль на новых грузовиках, которых ждали годами, работали за двоих, а домой их отправляли без техники. Машины приходилось
бросать. За считанные дни они набирали смертельный уровень уже своего излучения, и их колоннами закапывали в землю.
На станции Владимир работал на 3-м блоке в компрессорном цехе, гнавшем сотни тонн воды на охлаждение тепловыделяющих стержней.

Как чувствуется радиация?
Человека накрывает такая апатия, что у него пропадает чувство самосохранения, и в этом главная опасность.
Но все прошел настоящий русский мужик с Волги. Шел туда, куда прикажут, делал то, что должно.
Родина высоко оценила его трудовой подвиг, он - кавалер ордена Мужества. Есть и другие награды, да что они дают? Хотя сейчас наш земляк-ликвидатор и приравнен к рангу участников Великой Отечественной войны. Награды высокие, а льгот почти не оставили.

Поэтому есть у Владимира Васильевича давняя заветная мечта - создать общественный фонд «Чернобыль» в Балахне, организовать ликвидаторов в объединение, чтобы сообща отстаивать свои интересы, помогать больным и, чего скрывать, достойно провожать в последний путь. С каждым годом чернобыльцев становится все меньше, и государство не должно их забывать, как это произошло в 1998 году, когда убрали положенные льготы. И чтобы не слышали эти люди из уст сегодняшних военных чиновников, что не они посылали их в Чернобыль. Неразумные, они не понимают, что тогда эти люди спасали и их жизнь.
Сейчас вся надежда на нового министра обороны С.К. Шойгу. Он сам прошел все «горячие» точки, ликвидаторы в него верят.

В. МАРУНИН
На снимке: ликвидатор-орденоносец В.В. Алексеев.
Фото Р. ПУЧКОВА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.