ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Земляки

10:00 12.05.2019| Земляки | Версия для печати

Солдаты Победы. Война штурмана Щурова



Два ордена Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды... Таков список боевых наград летчика–большекозинца, штурмана дальней авиации Николая Ивановича Щурова.

Разбирая документы – наградные листы, вижу скупые строчки биографии: 1921 года рождения, в Красной армии с 1939 года, штурман дальней авиации, звена 30 гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленского Краснознаменного полка.
В одной из характеристик, скрепленной с представлением к награде, содержатся такие слова: «Летал в сложных условиях, отыскивая заданную цель и предпринимая противозенитный маневр, точно поражая цель, проводя бомбометание. За время работы в системе АДД летал на уничтожение материальной части самолетов противника на аэродромах Гривочки, Орел, Сеща, Опоуфьево, Орша, на уничтожение живой силы и техники на железнодорожных станциях Жуковка, Дно, Рославль, Брянск, Смоленск, Витебск, Гомель. При совершенных им боевых вылетах в результате точного поражения целей возникло около 180 пожаров разных размеров. Один боевой успешно выполненный вылет произвел на полный радиус действия самолета Ил-4 в глубокий тыл противника по железнодорожному узлу Гродно. Создал при этом два больших очага пожара, которые сопровождались сильными взрывами».
В других характеристиках содержатся указания на то, что Н.И. Щуров летал на самолете Ил-4 в составе экипажа летчика Героя Советского Союза гвардии капитана Иконникова, а также в составе экипажа Героя Советского Союза майора Иванова. Вылеты совершались как на советскую территорию, временно оккупированную врагом (бомбили мосты, склады боеприпасов и горючего, штабные здания, аэродромы и т.д.), так и на собственную территорию противника.
Так, 26 июля 1944 года бомбили Тильзит, 14 сентября – Будапешт, 15 сентября – Лебрецен, 13 октября – порт Мемель и т.д. А за точность бомбометания отвечал именно штурман Николай Щуров. В его задачу входило рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и при этом одновременно собрать данные о скорости, направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом. Без этого точных попаданий не будет.
При этом практически каждый вылет был сопряжен с риском быть сбитыми. Бомбы сбрасывали под аккомпанемент выстрелов многочисленных зенитных орудий и зенитных пулеметов. И после каждого полета считали многочисленные пробоины в крыльях и фюзеляже.
Об эффективности операций авиации дальнего действия, которая подчинялась непосредственно Верховному главнокомандующему, т.е. И.В. Сталину, также говорят такие факты.
В первой половине 1943 года одной из главных задач для АДД была поставлена боевая работа по срыву железнодорожных перевозок войск и техники противника, а также нарушение снабжения войск, находящихся на фронте. В ночь на 5 мая 1943 года более ста самолетов произвели налет на железнодорожный узел Минск и на скопление войск и техники, а также на штабы и склады, расположенные в городе. На железнодорожном узле были разрушены товарные и пассажирские станции, паровозное депо, подвесной железнодорожный мост, электростанция. Разбито 30 эшелонов с живой силой, боеприпасами и техникой, 20 цистерн с горючим, 9 паровозов, сожжен склад с боеприпасами. Движение по железной дороге было прервано на трое суток. В Минске разрушено здание театра оперы и балета, где размещался штаб авиачасти и хранились конфискованные ценности, казармы, где уничтожено до 200 человек летного состава, здания ремонтных мастерских, а также гараж, где уничтожено около 300 автомашин, разрушена электростанция, радиостанция, корпуса клинического городка. Бомбежка вызвала среди немцев панику.
Результатом массированных налетов на железнодорожный узел Орша, совершенных в ночь с 4 на 5 мая 1943 года, стало уничтожение шести эшелонов с военной техникой, разрушено два железнодорожных моста. На центральном вокзале уничтожено четыре эшелона с боеприпасами и военным имуществом. После бомбежки находившиеся на станции снаряды рвались в течение трех суток. Из двух лагерей военнопленных во время бомбежки разбежалось до 4500 человек.
Непосредственно экипаж Иконникова нанес точный удар по важной цели, разведанной белорусскими партизанами: общежитию немецких военных летчиков на окраине Орши, рядом с крупным аэродромом. Удачным попаданием мощной фугаски было разнесено вдребезги здание вместе с летным составом.
Наиболее интенсивным и массированным ударам подвергались крупные железнодорожные узлы и станции на магистрали Брест – Брянск – Орел. Эта магистраль была необходима немцам для организации и проведения их главной в 1943 году наступательной операции на Курской дуге.
Благодаря массированным налетам больших групп самолетов на железнодорожном узле Гомель было уничтожено более 40 эшелонов с боеприпасами, войсками, горючим и снаряжением. Разбито и уничтожено 60 складов в интендантском городке, взорван крупный пороховой склад, разбит паровозовагоностроительный завод. В городе разрушены шесть казарм с немцами, отдельный дом, где уничтожено до 300 немцев, разбиты два склада с боеприпасами, нефтехранилищами, бензосклад, продовольственный склад, большое бомбоубежище с немцами, военная комендатура, уничтожен артиллерийский склад, который горел в течение шести дней, разбиты два немецких штаба. Много бомб упало в район, где было сосредоточено более 100 танков, значительное количество их уничтожено, а из числа экипажей убиты до 150 человек. Движение по железной дороге Гомель – Новозыбков в апреле было приостановлено.
Это был мощный удар по немецким армиям. И в последующих их поражениях на Курской дуге, в ходе Белорусской, Корсунь-Шевченковской и других операциях есть немалый вклад авиации дальнего действия.
В отставку Николай Иванович вышел в 1956 голу в звании майора и жил в Таллине, работая на производственном объединении радиоэлектронной техники. А в 1982 году сотрудник местного военкомата разыскал самую первую боевую награду Н.И. Щурова – орден Красной Звезды, которого летчик был удостоен в сентябре 1942 года, но награду так и не получил.
Это была награда за серию удачных ночных боевых операций по бомбардировке железнодорожных узлов. Под интенсивным огнем зенитной артиллерии в сложных метеоусловиях штурман младший лейтенант Щуров провел бомбометание на станциях Авдеевка, Красноармейское, Ясиноватая и других. Результатом стали пожары и многочисленные взрывы, повреждение железнодорожного полотна.
Высокую награду ветерану вручил военный комиссар Эстонской республики генерал-майор Р. Киудмаа. Статья об этом была опубликована в газете «Красная Звезда».

В. КАЗАКОВ, п. Б. Козино
Фото из архива племянницы Н.И. Щурова Н.Е. Платоновой


Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области
Более 11 тысяч пациентов «Поездов здоровья» получили направления на дополнительные обследования или госпитализацию в этом году
Льготные займы на сумму более 35 млн рублей получили нижегородские компании на приобретение оборудования от «ГосМФО»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна