ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Образование

18:00 17.11.2018| Образование | Версия для печати

Искусство говорить

Педагоги бьют тревогу: растет число детей с нарушениями в развитии речи.

Накануне профессионального праздника специалистов по исправлению нарушений речи мы побывали в детском саду №21 (мкр. Правдинск) и побеседовали с представителями этой набирающей популярность профессии – Н.Е. Стельмашонок, О.А. Авдашовой, О.В. Каюшкиной.

Так получилось, что впервые о логопедах «РБ» писала в 2002г. Причем наши журналисты рассказывали об этой сложной и интересной работе именно на примере детского сада №21. В начале 2000-х он был одним из лучших, где логопедическая помощь дошкольникам была поставлена на высокий уровень. Кто-то скажет, что это неудивительно, ведь и квалифицированных специалистов тогда в районе было немного. Но и сейчас, спустя 16 лет, когда в каждом детском саду есть свой логопед, созданы логопедические группы или логопункт, а значит логопедическая сеть района значительно расширилась, детский сад №21 по-прежнему остается в этой сфере на лидирующих позициях. А все благодаря опыту и большой заинтересованности в результатах своего труда наших уважаемых логопедов. Они делятся опытом не только на методических семинарах района, но и на страницах нашей «РБ».

Наибольший стаж работы логопедом – 24 года – у Н.Е. Стельмашонок. С детским садом №21 у нее особые отношения. Сюда Наталью Евгеньевну в детстве приводила мама Валентина Георгиевна Нохрина, работавшая четверть века воспитателем этого дошкольного учреждения.

Когда в 1994г. Наталья Евгеньевна пришла работать в родной детский сад, логопедических групп в Балахнинском районе было очень мало, но с годами потребность в таких специалистах росла, детей с нарушениями речи становилось все больше. Сейчас в детском саду №21 две логопедические группы, в каждой по 17-18 малышей от 5 до 7 лет. В наступившем учебном году Н.Е. Стельмашонок набрала в свою группу пятилетних ребятишек, с ними она будет заниматься два года, до выпуска в школу.

Второй год ведет малышей другой логопедической группы О.А. Авдашова. Сейчас ее воспитанникам по шесть лет. Несмотря на свою молодость, за восемь лет работы логопедом Ольга Алексеевна приобрела богатый опыт в своей сфере, говорит, что благодаря наставнику Н.Е. Стельмашонок. Недавно Ольга Алексеевна защитилась на высшую квалификационную категорию.

О.В. Каюшкина руководит логопунктом, работает с дошкольниками второй год, но у нее уже есть хорошие результаты. Двадцать лет назад после окончания Нижегородского педагогического университета она, тоже бывшая выпускница детского сада №21, стала работать в родном учреждении воспитателем, последние пять лет трудится старшим воспитателем. Наблюдая за работой логопедов, заинтересовалась ею и прошла специальную подготовку. Оксана Владимировна исправляет речевые нарушения у детей в возрасте от пяти до семи лет.

Детей в свои группы логопеды набирают ежегодно. На 17 мест нуждающихся почти в три раза больше. Только осенью 2017г. педагоги среди почти 70 детей среднего дошкольного возраста выявили лишь двоих (!) с чистой речью. У подавляющего большинства речевые нарушения разной степени выраженности, причем не только в произношении звуков. Есть отклонения в грамматическом строе фразы, согласовании предлогов со словами, связной речи.

Причин этому много. Главная из них, считают педагоги, – родители мало внимания уделяют детям. Приходя с работы домой, они включают детям компьютер или телевизор, тем самым высвобождая себе время для личных дел. Дети очень много времени проводят дома, а не в подвижных играх с ровесниками на улице. А ведь речь зависит от общей моторики. Многие ребята не умеют подбрасывать и ловить мяч, отбивать его.

Речь также связана с мелкой моторикой движений. Малыши не могут собрать и разобрать матрешку, пирамидку, построить что-либо из кубиков. Этих игрушек дома нет. Дети не могут показать пальцами «козу» или «зайца», что кажется взрослым самым элементарным. В 2,5 года, поступая в детский сад, малыши не умеют говорить, они все показывают жестами, так как дома взрослые не проговаривают совместно с ребенком слова, а выполняют его желания по жестам или сюсюкают с ним.

В детском саду детей обучают не только правильной речи, но и игре. Здесь есть традиционные для наших бабушек и дедушек развивающие и обучающие игрушки и современные мультимедийные образовательные игры. Несколько вариантов последних логопеды нам продемонстрировали – малыши подставляли пропущенные буквы в слова и неплохо справлялись с заданием.

Используется также гимнастика для пальчиков, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Современных детей трудно чем-либо удивить, приходится разрабатывать новые приемы совершенствования речи.

Наталья Евгеньевна Стельмашонок признается: «Логопед работает с детьми четыре часа в день, но за это время речевой аппарат так устает, что потом сил уже не остается. Выкладываешься полностью. Случайный человек не сможет работать с детьми. Нужен особый подход и к детям, и к родителям, и к воспитателям, чтобы всем было все понятно».

Ее мысль продолжает Ольга Алексеевна Авдашова: «Взаимодействуем в комплексе. Одним логопедам не справиться. Воспитатели закрепляют пройденный материал. Музыкальный работник, инструктор по физкультуре, психолог тоже работают с нашими детьми, нацеливают на развитие речи. Даем рекомендации родителям, как заниматься дома. И все для того, чтобы каждый ребенок расцвел, как цветок».

Воспитанники логопедических групп участвуют в конкурсах. В прошлом году на интернет-конкурс было отправлено 15 видеозаписей с детьми Н.Е. Стельмашонок, читающими стихи. Все малыши захотели участвовать, и всем пришли грамоты. А Наталья Евгеньевна получила сертификат за хорошую речевую подготовку воспитанников.

На прощание с журналистами «РБ» специалисты дали советы родителям. По достижении ребенком пяти лет всем родителям рекомендуется проверить произношение им звуков у логопеда. Некоторые нарушения в развитии речи способны заметить только специалисты. Не надо идти на поводу у трехлетнего ребенка, не сюсюкайте с ним, а называйте вещи полными словами. Даже если малыш не говорит, с ним надо общаться как со взрослым, читать на ночь сказки, включать аудио- и видеозаписи, где артисты читают детские произведения и исполняют песни. Необходимо больше задавать вопросов ребенку, а не только отвечать на них.





Н. ГОРБУНОВА
Фото П. ЗЮЗИНА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области
Более 11 тысяч пациентов «Поездов здоровья» получили направления на дополнительные обследования или госпитализацию в этом году
Льготные займы на сумму более 35 млн рублей получили нижегородские компании на приобретение оборудования от «ГосМФО»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна