ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

13:12 19.07.2016| Культура | Версия для печати

«Анна - Марина»: трагедия одиночества

Балахнинцы с восторгом приняли новый спектакль оперного театра.
Впервые в истории мировой оперы Нижегородский областной театр оперы и балета им. А.С. Пушкина представил оперу Леонида Клиничева по творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
На сцене областного театра премьера состоялась 28 января, а 8 июня – в музее «Дом Плотникова». Нижегородские артисты привезли оперу в Балахну на закрытие театрального сезона. Александровский зал музея, где обычно проходят постановки, был переполнен.



Для балахнинцев каждый приезд театра – праздник души, и потому особенно ценен. По отзывам зрителей, встреча с искусством дает фейерверк эмоций и стимул к жизни, наполняет творческим подъемом. Наш город – единственный в Нижегородской области, имеющий возможность принимать выдающихся мастеров оперы на своей сцене. Нам очень повезло. Ведь содержать театр оперы и балета - дорогое удовольствие. И все-таки, нижегородские артисты, не считаясь с затратами и временем, охотно приезжают к нам, так как их ждут, им рады.

Опера «Анна - Марина» вызвала особенный интерес. Творчество двух великих русских женщин с похожими судьбами, принадлежащее эпохе Серебряного века, востребовано и в наши дни. В нем история страны, отраженная в личных переживаниях – стихах о любви, жизни и смерти, письмах, воспоминаниях. Эти неординарные личности поднимали в своих произведениях темы, которые касаются каждого из нас. Поэтессы прошли через испытания, выпавшие на долю многих их современников – аресты родных, одиночество, запреты на творчество и публикации.

Как воплощена в музыке столь сложная драма и как жанр оперы, требующий большой сцены, будет воплощен в камерной обстановке? С этими вопросами поклонники оперного искусства пришли в «Дом Плотникова». Заглянуть за кулисы балахнинцам предоставила возможность приехавшая с артистами директор театра А.Д. Ермакова. Анна Дмитриевна рассказала заинтригованным зрителям о пути становления спектакля -от рождения до постановки на сцене:

- Композитор написал две монооперы — «Анна» и «Страсти по Марине». Московский режиссер-постановщик Андрей Сергеев объединил их в один спектакль, либретто написано по заказу Мариинского театра, но выпуск спектакля по каким-то причинам задержался, и композитор передал музыку нам. Наш театр первым в мире поставил этот спектакль. Он очень сложный.
Чтобы узнать объективный отзыв, мы пригласили на премьеру московских критиков и получили высокую оценку столичных газет. Благожелательно откликнулся и журнал Большого театра.



На премьеру в январе приезжал композитор Леонид Клиничев, который остался очень доволен профессионализмом солистов и режиссера. Мы сделали все, как он задумал. Высокую оценку дал и режиссер Андрей Сергеев. По его мнению, со своей трудной задачей – показать трагедию одиночества героинь, нижегородские певицы справились отлично.
В главных партиях заняты наши выдающиеся мастера. Вы услышите заслуженных артисток России. Это ведущие солистки театра, исполняющие в высшей степени сложную музыку - Аида Ипполитова и Нина Товстоног. Надеюсь, что им хватит пространства для их голосов.

Первое действие оперы раскрывает историю жизни Анны Ахматовой, роль которой исполнила Аида Ипполитова. Уже с началом монолога: «Родилась я в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Назвали меня Анной в честь бабушки…» зрители ощутили мощь голоса исполнительницы, как и предупреждала перед показом Анна Дмитриевна Ермакова. Юность в Царском Селе, замужество, свадебное путешествие в Париж, расстрел мужа, арест сына - в блестящем исполнении Аиды Ипполитовой предстал живой образ Анны Ахматовой.

После знакомства с историей Анны Ахматовой глубже осознается одиночество Марины Цветаевой, которой посвящено второе действие спектакля, в исполнении Нины Товстоног. Минимум декораций: старый сундук – спутник переездов, пустое ведро, веревка, оборвавшая жизнь поэтессы, зловещие черно-красные цвета – все рисовало тоску и безысходность. Начальная фраза героини: «Все это было, пройдет и через десятки лет будет в земле… Каждый жест, каждое мгновение – нет в жизни ничего неважного» увлекала в водоворот событий, напряжение которых шло по нарастающей. Письма Цветаевой к Берии читала Татьяна Майорова.

На рояле - ровеснике героинь оперы - аккомпанировал лауреат Всероссийского конкурса Александр Маркин. Его виртуозная техника в сочетании с экспрессией исполнения сделали музыку не фоном, а полноправным участником происходящего действия.
Присутствующий на спектакле глава администрации района Павел Коженков вручил А.Д. Ермаковой большой букет цветов. Артистам тоже вручили цветы от благодарных зрителей, которые с восторгом приняли новый спектакль. Восхищенные балахнинцы, как и нижегородские зрители, аплодировали артистам стоя. Многие гости лично благодарили исполнителей, высказывая желание вернуться к творчеству великих поэтов Серебряного века и перечитать написанное ими, чтобы еще раз осмыслить их литературное наследие более полно.

После спектакля аккомпаниатор Александр Маркин любезно согласился ответить на вопросы «РБ» и приоткрыл завесу тайны работы над оперой:
- Леонид Клиничев – ростовский композитор, долго преподававший в Ростовской консерватории, имеющий тесные связи с Мариинским театром. Он известен как автор, сочинивший вальс к фильму по роману Анатолия Калинина «Цыган». Клиничев приезжал на премьеру в январе. Он написал либретто несколько лет назад, но оно не имело сценического воплощения. И только у нас его замысел был реализован. Материал безумно трудный для исполнения. Музыка требует глубины, определенной фактуры.

Исполняющий ее артист должен быть наполненным. Наши артисты, занятые в опере, сильные. Солистки с интересом взялись за работу. Аида Ипполитова по ноте учила свою партию, обдумывала, как спеть. Нина Товстоног эмоционально восприняла свою новую роль. При подготовке партии певица обратила внимание на музыкальность стихов и женственность поэзии Цветаевой. В работе над оперой солистка, по ее отзыву, очень сблизилась с творчеством поэтессы.

Спектакль рассчитан на большую сцену, а в музее его показали в сокращенном варианте.
Александр Маркин, кстати, имеющий родственные связи с Балахной, как его представила перед спектаклем Анна Дмитриевна Ермакова, рассказал о себе. Пианист работает концертмейстером оперного театра, играет в оркестре:
- Играть в оркестре мне нравится, но в моей работе есть единственный минус – не вижу спектакль, только слышу, как он звучит в конечном варианте.
Александр признался, что любит камерные концерты, у него есть свой ансамбль. Его квартет «Венеция» выступал в Нижегородском планетарии с двумя программами и хочет приехать в Балахну.

Чтобы работать в театре, считает Александр, надо быть увлеченным человеком. Театр - место интересное и сложное. Надо серьезно работать с разным материалом, надо помочь раскрыться певцу:
- С артистами, которых знаешь с детства, трудно -ведь приходится говорить и об ошибках. В театре много людей - энтузиастов, работающих за кулисами, их не видно со сцены.
Александр Маркин пришел в театр после окончания Нижегородской консерватории (в этом году выпуску десять лет) и аспирантуры, учился у профессора Валерия Старынина. А музыкантом решил стать после посещения оперного театра. Впервые будущий пианист побывал в оперном театре в 12 летнем возрасте на опере А.С. Даргомыжского «Русалка». В спектакле выступали звезды театра Лариса Зырянова, Александр Правилов и Вадим Балюта.

- Говорят, что Маркины все хорошо пели и играли на гитаре. Папа Игорь Арьевич тоже играет на гитаре, он работал в Балахне на НиГРЭС, занимался ремонтом оборудования. Бабушка Александра Ивановна Фабричникова в 30-е годы прошлого столетия училась с родственниками в фельдшерской школе Правдинска. Ее старший брат Николай Иванович Фабричников был военным медиком, погиб на фронте, а младшая сестра Зоя Александровна работала медсестрой в госпитале Дзержинска. Бабушка рано умерла, и я хотел бы узнать о ее жизни и фельдшерской школе подробнее.

Театральный сезон 2015-2016 года закрылся, но сотрудничество с Нижегородским театром оперы и балета продолжается. Ближайший спектакль театра состоится в октябре и откроется в приволжской столице оперой по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Программа нового театрального сезона, которая пройдет на малой сцене в Балахне, пока уточняется.

Н. ГОРБУНОВА
Фото автора

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Свалки в Первомайске и Богородске исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
Региональный центр «Мой бизнес» объявил старт приема заявок на премию для самозанятых «Займись делом!»
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна