Выпускникам школ в ближайшее время предстоит выбрать свой дальнейший индивидуальный образовательный маршрут. При этом ребятам стоит прислушаться к советам специалистов, педагогов, родителей. «Перспективы профессионального самоопределения выпускников 11-х классов» -мероприятие с таким названием прошло в «Доме Москвы». Его организаторами выступили Балахнинский центр занятости населения и управление образования администрации района. Участниками стали учащиеся 11-х классов школ №3, 6, 9 и представители учреждений среднего профессионального образования г. Балахны и Заволжья.
Директор центра занятости населения А.А. Анащенкова рассказала школьникам о ситуации на региональном рынке труда и образовательных услуг, руководители учреждений образования представили информацию о программах среднего профессионального образования, школьники заполнили анкеты. Анализ проведенного опроса показал, что почти 95 процентов собравшихся намерены поступать в высшие учебные заведения: 5 процентов отметили, что их учебу оплатят родители; допускают, что будут учиться платно, 63 процента опрошенных; уверены в том, что наберут необходимое количество баллов для поступления на бюджетные места, только 2,5 процента; треть ребят не определились с траекторией своего профессионального пути.
Беседуя с учащимися и их родителями, я как профконсультант прихожу к выводу, что большая часть выпускников школ, нацеленных на высшее образование, использует только один из возможных вариантов получения образования – очное обучение. Хорошо, если результаты ЕГЭ дают возможность получить его за счет федерального (а не семейного) бюджета.
Если же усилий выпускника не хватило на поступление в вуз по очной форме бесплатно, есть другие траектории профессионального пути. Например, получение высшего образования по сокращенной программе на базе среднего профессионального образования: устроиться на работу по полученной специальности и поступить в вуз, совмещая учебу с работой. Так, в Балахнинском техническом техникуме можно получить квалификацию «техник» по новой специальности «радиоаппаратостроение» или традиционным специальностям – сварочное производство, информационные системы и сети, коммерция. Выпускникам 11-х классов при поступлении в техникум могут быть зачтены школьные дисциплины, и они сразу переводятся на второй курс. Таким образом, стоимость получения высшего образования по сокращенной программе (за 3,5 года) в среднем в 5 раз ниже, чем по очной форме.
Такой путь профессионального самоопределения имеет свои преимущества. Во-первых, семейный бюджет экономит значительные средства. Во-вторых, образование, полученное за счет собственных усилий, поднимает самооценку молодого человека! Кроме того, опыт работы, приобретенный на практике во время учебы в техникуме и после его окончания, в глазах работодателя дает неоспоримые преимущества специалисту перед выпускниками-очниками.
Думается, что получив информацию о разных путях построения профессиональной карьеры, ребята сделают правильный вывод: прежде чем поступать в вуз, надо провести свое исследование рынка образовательных услуг, просчитать свой индивидуальный образовательный маршрут, получить необходимые консультации у профессионалов. Определив цель, умейте добиться ее!