ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:48 25.07.2015| Земляки | Версия для печати

26 июля – День Военно-морского флота. «Другой судьбы я не желаю…»

Мы продолжаем рассказывать о наших земляках–подводниках. Инженер, капитан 3 ранга Виктор Васильевич ШЕМАРУЛИН всю свою жизнь отдал Краснознаменному Северному флоту.
Виктор Васильевич Шемарулин родился в Балахне. Семья Шемарулиных жила в мкр. НиГРЭС, в красных домах. Он и его сестра учились в школе №7. Родители Василий Никитович и Анна Владимировна работали на электростанции. Отец был мастером по ремонту котлов, его ценили как специалиста высокого класса. Мать работала машинистом мотовоза, которым по эстакаде подавался торф к котлам.

Рос Виктор крепким парнем, хорошо учился и занимался спортом. Еще в восемь лет переплывал Волгу, имел первый разряд по лыжам. Школу окончил с отличием и сдал документы в Горьковский политехнический институт. Но судьба круто развернула его устремления. А дело было так.
Василий Никитович был дружен с горвоенкомом, и при встрече с ним, видимо, обсуждал дальнейшие планы сына. После такого разговора Виктору было приказано немедленно забрать документы из политеха и принести в военкомат.

Через некоторое время Шемарулин уже мчался на поезде в Ленинград. Вступительные экзамены в Ленинградское высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского успешно сдал, и с этого момента он всю свою дальнейшую жизнь связал со службой на флоте. Учеба в училище Виктору Васильевичу оставила приятные воспоминания. Это и успешная учеба, и участие в параде на Красной площади в честь 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, и лейтенантские погоны, и именной кортик. Училище в нашей стране считалось престижным и готовило высококлассных специалистов для Военно-морского флота, основная часть которых направлялась в подводный флот страны.

Наш земляк с дипломом инженера-механика по обслуживанию атомных энергетических установок получил назначение в резервный экипаж 11-й дивизии Первой флотилии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота, который дислоцировался в Западной Лице. Успешно сдал зачеты по допуску на самостоятельное несение службы. К тому времени резервный экипаж стал принимать от основного экипажа, вернувшегося с боевого дежурства, атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами на борту К-166. Это была самая первая подводная лодка, головная, этого класса. Наш земляк быстро освоился на пульте управления атомными реакторами корабля, ибо запас теоретических знаний был огромен.

О подводных лодках 675-го проекта мы читателям «РБ» подробно рассказывали в №20 от 19.02.2011г., что эти субмарины в 1960 - 1970 годах являлись главным оружием Военно-морского флота СССР против авианосных ударных группировок США и НАТО. Экипаж подготовил АПЛ и подготовился сам для выхода в море на боевую службу (БС). Самая первая «автономка» для Виктора Васильевича и большинства членов экипажа была серьезным испытанием, но вверенные им механизмы и системы работали штатно, происшествий и аварий допущено не было. Боевое дежурство К-166 несла в Средиземном море.

После «автономки» снова передача корабля и отдых. После отдыха экипаж принял новый корабль К-135 такого же класса и на нем уже стал основным. Естественно, снова учеба, выполнение боевых задач, ракетные и торпедные стрельбы. Все боевые задачи и практические стрельбы были сданы успешно, и корабль был готов к выполнению боевой службы в любой точке Мирового океана. На этот раз К-135 получила особое задание: в составе группы надводных кораблей участвовать в дружественном визите на Кубу. Экипажу выдали тропическое обмундирование. Визит продолжался несколько дней. В памяти осталось несколько эпизодов, в том числе посещение подводной лодки военной делегацией Кубы, крепкое рукопожатие министра обороны Кубы Рауля Кастро.

Был еще один курьезный случай, за который было как-то неловко за наше начальство. На подводную лодку привезли в качестве подарка целый грузовик бананов, ну и повесили их на баграх в газоотбойниках на верхней палубе. Не предусмотрели, что матросы не удержатся и потихоньку будут брать и есть эти бананы. Утром, как только экипаж вышел на построение, все обомлели – акватория базы была заполнена шкурками от бананов. Виктор Васильевич сетует, что не могли предусмотреть и выставить на палубе какую-либо тару. Экипажи кораблей наслаждались представившейся возможностью позагорать на тропическом солнце. С Кубы снова вернулись в Западную Лицу, где остановились на отдых, после которого последовала напряженная учеба.

Следующее боевое дежурство осуществлялось также в Средиземном море. На этот раз без происшествий не обошлось. К-135 выполняла очередные маневры. Глубина 40 м, все механизмы работали слаженно, и вдруг прозвучала аварийная тревога: «Горит турбогенератор правого борта». Сработала аварийная защита правого борта, турбогенератор потушили.

Не успели оправиться от этой аварии, как вспыхнула станция включения и выключения питательного насоса, которая расположена прямо под пультом управления реакторами в восьмом отсеке. Наш земляк был уже в должности начальника группы управления (мы их на лодке звали управленцами) и находился на своем боевом посту, руководил действиями подчиненных. Он сразу же доложил в центральный пост АПЛ об аварии, потребовал, что надо немедленно всплывать. Погас свет, пропала общекорабельная связь, замолк корабельный телефон, контролировать работу атомных реакторов с пульта стало невозможно.

На пульте в момент аварии находились трое пультовиков, и хотя пульт и загерметизировали, но дым и угарный газ все же проникли к ним в помещение. Командир пульта приказал подчиненным включиться в ИДА–59 (изолированный дыхательный аппарат), а сам включился сначала в ИП–46 (изолирующий противогаз), а потом ему пришлось включаться тоже в ИДА. Сработала система ЛОХ (общекорабельная противопожарная система), и в отсек стал поступать опасный для здоровья газ фреон. Все почувствовали, что лодка всплыла. Сколько прошло времени, трудно было проконтролировать, только вдруг заработал корабельный телефон, зашумела вентиляция. Виктор Васильевич доложил об обстановке на пульте, но, что происходило в восьмом отсеке, ему было неизвестно.

У всех поднялось настроение, тревожное состояние сменилось надеждой. Прошло еще некоторое время, и стало слышно, что отдраивается переборочная дверь из седьмого отсека. В отсек стала заходить аварийная партия. Наш земляк помогал эвакуировать из восьмого отсека своих подчиненных и других моряков, многие из которых не могли самостоятельно даже подняться, в первый отсек, где развернули декомпрессионный пункт.
Шемарулину тоже приказали остаться в первом отсеке, но он попросился выйти на мостик и подышать свежим воздухом. Как только Виктор вдохнул наверху свежего воздуха, сразу потерял сознание. Очнулся только на больничной койке. К-135 находилась в какой-то бухте.

Одолевали американские разведывательные самолеты «Орион», да к кораблю несколько раз подходил итальянский корвет. Вскоре к подлодке подошел наш морской буксир «Маныч». С помощью специалистов, прибывших на буксире, стали ремонтировать и заменять сгоревшее оборудование. Через десять дней корабль мог дать ход. Флотское начальство все действия экипажа одобрило и за умелость, профессионализм обещало награды отличившимся морякам.

Виктор Васильевич рассказал, что особенно проявил себя командир БЧ-5 корабля инженер-капитан 2-го ранга Борис Сергеевич Томский. Он взял на себя ответственность ради спасения личного состава восьмого отсека поступать в нарушение действующих тогда инструкций, и это сыграло основную роль в борьбе с аварией и спасении личного состава. Автору особенно приятно было слышать про Бориса Сергеевича, так как это был его первый командир третьего дивизиона на АПЛ К-47, где ему довелось служить срочную службу.

К-135 своим ходом пришла на базу, но, что их ждало в Западной Лице, никто не мог себе представить. Московские «спецы» уже ждали, и о том, что корабль был спасен и из личного состава никто не погиб, даже не упоминали. С членами экипажа разговаривали как с провинившимися, грозили наказаниями и не засчитать их поход дальним, то есть лишить многих льгот.
Вот тогда-то наш земляк и другие его товарищи на корабле по причине такой несправедливости стали задумываться о своей дальнейшей службе на ПЛ. Виктор Васильевич после долгих раздумий не стал продолжать службу на подлодках, продолжил службу в других частях. На мой вопрос: «А если бы начать сначала?», Виктор Васильевич, не задумываясь, ответил: «Другой судьбы я бы не желал».

После службы на Северном флоте он вернулся в Балахну, работал «на гражданке» в нескольких организациях, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Вступил в клуб моряков-подводников и делится своими воспоминаниями о дальних походах, участвует в мероприятиях, проводимых клубом. Самое любимое занятие ветерана – рыбалка.
От имени членов клуба моряков-подводников я поздравляю Виктора Васильевича с Днем Военно-морского флота. Желаю ему крепкого здоровья, долгих лет жизни.

Л. МАРТЫНОВ, председатель общественной организации «Клуб моряков-подводников» г. Балахны, мичман запаса
На снимке: В.В. Шемарулин. Фото из семейного архива Шемарулина.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна