ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

15:15 6.12.2014| Православие | Версия для печати

Зачем расписывают храмы…

В храме Знамения Пресвятой Богородицы мастера закончили роспись стен.
Дивны дела Твои, Господи! На аналое в храме Знамения еще лежал утопающий в цветах Животворящий крест, вынесенный из алтаря 27 сентября, а в ожидании этого праздника, 4 октября, мы другой - позолоченный крест на этот храм воздвигли и установили. И, как много веков назад, люди тоже радовались и плакали. Это событие совершилось снаружи церкви, а внутри творится чудо другое: стены храма украшаются росписями сюжетов двунадесятых праздников, ликами Богородицы, Иисуса, святых.



Почему человек смешивает краски, берет в руки кисть и начинает рисовать? Нет – писать, потому что этот человек – иконописец. Можно сказать, что это - источник материального благополучия. А может, причина в другом?
Поскрипывают доски лесов под ногами мастера иконописи Алексея Чефранова, расписывающего храм, работа идет… Но вот на второй неделе труда вижу его расстроенные глаза и слышу встревоженный голос: «Понимаете, пишу, а Ангел не светится. Белая краска не та». После нескольких звонков Алексей буквально умчался в Нижний за краской нужной марки. И сколько подобных переживаний на пути творческого человека, знают только сам мастер да еще Господь и святые, которых он прославляет своим трудом.

«Сразу ли человек, расписывающий храм, начинает писать фигуры святых и самое главное – их лики?» - спросила я Алексея. И вот что он ответил: «Когда художник заканчивает иконописное училище, там все происходит постепенно в процессе учебы. Если же специального образования нет, то сначала подмастерье учится делать первые шаги, ведь иконография – строго установленная система изображений. Существует иконографический канон – правило изображения, зафиксированное в иконописных прорисях. Мы расписываем ваш храм в канонах XII-XIII веков. Почему такие века – понятно, ведь праздник Знамение учрежден 27 ноября по старому стилю в Новгороде в 1170 году».
На вопрос о первом расписанном им храме Алексей ответил, что это был храм Всех Святых в Санкт-Петербурге в 2000 году, где он, расписывая алтарь придела Серафима Саровского, изобразил сцены «явление Богородицы святому Серафиму и «рукоположение его во диакона».



Теперь Алексей работал не один – к нему приехали ребята из его бригады: Олег, Кирилл и Андрей. И, если Алексей сразу знал, куда идти учиться - только в иконописное училище, то ребята, окончив художественное училище, вузы, тогда только решили учиться иконописи. Отношение Алексея к своим подопечным братское. Да и правда: ему 36, им по 25. Несмотря на подробные пояснения Алексея, только Олег рассказал, что редкий византийский орнаментальный крест XII века, нарисованный им на куполе, – находка Алексея, как и тот, что изображен в арке входа в четверик храма. Разрешил мастер своим ученикам и доказать приобретение определенных навыков в иконописи, поручив изобразить в арке: Олегу – в рост Серафима Саровского, а Кириллу – Сергия Радонежского. Только Господь знает о будущем человека, но пожелаем дебютантам милости Божией и благая многая лета на их творческом пути…

Жизнь со своими делами стремительно уходит в историю. Кажется, совсем недавно была середина сентября, и Алексей сделал первый набросок – прорись на верхней части стены над иконостасом. Но вот 19 ноября, и мастер дописывает последний лик нижнего ряда святых. Начинается разборка лесов… И упала пелена! Открылась хрустальной чистоты синь Небес, застывшая в удивлении Дева Мария при явлении перед ней вестника благой вести архангела Гавриила, ее внимательный и прекрасный лик, рука, вытянутая вперед с раскрытой ладонью, - знак покорности и готовности: «Да будет Мне по слову Твоему». Плащ Марии и мафорий на голове в темных тонах – подчеркивают серьезность, величие момента. А на противоположной стороне – праздник праздников – Рождество! Вся вселенная приносит вочеловечившемуся Богу свои дары: ангелы принесли пение, небеса - звезду, волхвы - дары, люди – Матерь Деву. Даже маленькие осленок и козленок своим осмысленным видом показывают понятие важности события. В память о тех дарах остался у людей обычай делать подарки на Рождество...



Самая первая икона, с которой начал Алексей расписывать четверик храма – икона «Сошествие во ад. Воскресение Христово». Расположенная на стене иконостаса, она запечатлевает первое событие Воскресения: Господь сходит во ад и за руки почти выдергивает из глубины ада первых людей – Адама и Еву. А за теми - древние праведники, просто люди… А что это за мостки крест накрест под ногами Спасителя? Это разрушенные «врата ада». Двери туда. Откуда не возвращался никто и никогда. Но разбиты теперь все замки и запоры, нет больше власти у сатаны над душами людей, и связан он в глубинах адовых…
Есть в «горнем месте» храма – в четверике, еще один двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Богородицы, который мы увидим тогда, когда повернемся к выходу. Богоматерь покинула земной мир, и Апостолы окружили Ложе Богородицы, скорбя о кончине Ее. Но вдруг внезапный свет затмил пламя свечей, и сошел Сам Христос, чтобы принять Ее новорожденную для Вечности душу. Горит на иконе свеча у подножия ложа – символ жизни человеческой. И душа наша – как эта свеча…

«Мы свою работу сделали. Теперь все зависит только от вас. Приходите, молитесь, намаливайте свои иконы», - сказал на прощание иконописец.
«Ныне возникни от земли, душа моя, и покойся от злых дел твоих» - поется в молитве Покаянного Канона… Вот и ответ на вопрос, зачем расписываются храмы… Чтобы поднялся наш взор, долу поникший, в Небо. Чтобы узнали мы, что не песчинками задумал нас Бог в воплощении. Но людьми, Себе подобными, способными вместить этот огромный и сияющий любовью мир…
Скоро 10 декабря – твой престольный праздник, храм Знамения. Расцветай же и дальше, наш добрый, старинный храм. А мы – всегда с тобой!
Помоги нам всем, Господи!

О. МУХИНА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области
Более 11 тысяч пациентов «Поездов здоровья» получили направления на дополнительные обследования или госпитализацию в этом году
Льготные займы на сумму более 35 млн рублей получили нижегородские компании на приобретение оборудования от «ГосМФО»
Нижегородские волонтеры смогут принять участие в творческом конкурсе проекта «Формирование комфортной городской среды»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна