ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:17 17.10.2014| Культура | Версия для печати

Народная резьба по дереву

Уникальная коллекция образцов народного декоративного искусства.


Благодаря усилиям сотрудников Балахнинского музейного историко-художественного комплекса удалось собрать и сохранить в музейном фонде замечательные образцы русского народного декоративного искусства.

Многим из них уже более сотни лет. Самой большой является коллекция предметов из дерева. Это и удивительной красоты оконные наличники, украшенные рельефной «глухой» и «прорезной» резьбой, и предметы хозяйственной утвари, используемые в крестьянском быту – прядильные донца, рубеля для глажения, валки для стирки, ложки. Все это богатство оформлено «плоско-рельефной», «линейной», «трехгранно-выемчатой», «скобчатой», «скульптурной» резьбой. Имеются также пряничные доски, на которых мастера-резчики создавали различные сюжеты – мелкоузорной выемчатой резьбой. Почему же именно изделия из дерева занимают центральное место в Балахнинском музее?



Любимое искусство


Дерево было основным, самым доступным, а в некоторых случаях и единственным материалом для крестьянского хозяйства, резьба же по дереву – наиболее распространенным и любимым искусством. Издавна русский человек являлся искусным резчиком и древодельцем. «Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста – сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой», - писал исследователь народного искусства В.С. Воронов.

Во второй половине XIX в. более 62 процентов территории Балахнинского уезда было занято лесом, и для местных жителей использование его в хозяйстве было большим подспорьем. Так как «земля в уезде крайне неудобна к плодородию... население сильно терпит от неурожая хлеба… население обеспечивается местными и отхожими промыслами, кустарной промышленностью», - писалось в губернских отчетах того времени. Появление Макарьевской ярмарки, где можно было быстро и в большом объеме реализовать товар, «стимулировало появление среди нижегородцев многих одаренных мастеров, способных превратить глину, дерево, кожу или ткань в удивительное произведение народного искусства».

В конце XIX - начале XX вв. государство начинает оказывать ощутимую помощь кустарям. Народные мастера получают денежные пособия и льготные кредиты, снабжаются государственным сырьем – лесом, металлом, пряжей.

Одним из основных видов промысла была обработка леса. Самый лучший высокоствольный лес рос в северной части Заволжья и вдоль Московско-Нижегородской железной дороги. Он использовался в основном для судостроения на балахнинских верфях. Местные крестьяне покупали его для строительства домов и использовали в своих промыслах.

Традиционный дом русского крестьянина – изба. Она не только прекрасно сконструирована, прочно и добротно выстроена, но и искусно украшена резьбой или росписью.

На территории Поволжья в сравнительно небольшой срок – всего за один век - зародилась, расцвела и угасла оригинальная отрасль народного искусства.

С волжских судов – на избы


Этот тип резьбы был распространен с середины XVIII до начала XIX века. Сначала она украшала волжские суда – барки и расшивы, откуда и происходит ее второе название «барочная резь». Крупная, сочная, рассчитанная на рассматривание с дальнего расстояния, ее выразительность – в высоко выступающем над поверхностью фона скульптурном рельефе, который помимо чистой декоративности нес в себе и различную символику. Так, растительный орнамент являлся символом цветущей природы. Композиции, в которые входили звери, птицы, цветы, символизировали щедрость, плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили раньше оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

«Это резное искусство развилось в волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами и корабельные резчики стали работать по деревням, ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезают с большим вкусом», -писал Владимир Даль.

Главным пунктом волжского деревянного судостроения в XIX столетии были Нижегородский, Балахнинский и Городецкий уезды. Они же являлись и районами наибольшей концентрации памятников «глухой» («корабельной», «барочной») резьбы. На волжских судах и на избах балахнинцев «глухая» резьба возникла почти одновременно. Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, строили там избы и украшали их «корабельной резьбой».

«Корабельная резь» - это конец XVIII столетия, а «глухая» резьба является производной от нее, принесенной сначала в прибрежные селения, а затем и в глубинные деревни плотниками-судостроителями. Орнамент был почти одинаков и на судах, и на избах. Резной убор украшал здания, сливался с его архитектурным решением и придавал дому праздничный вид. Такой искусной резьбы не знала ни одна губерния.



Лев и дракон – красота и символы


Украшением экспозиции «Русская изба» в «Усадьбе купца А.А. Худякова» служат резные оконные наличники, ранее украшавшие деревянный дом в Балахнинском уезде в конце XIX столетия. Сейчас это уникальный памятник народного резного искусства. Выполнены наличники «глухой» и «прорезной» резьбой. «Прорезь», как дальнейший этап «глухой» резьбы, новая форма архитектурной декорации в деревне. Если в обрабатываемой поверхности сделаны сквозные прорезы или пропилы – резьба «прорезная», «пропильная». Если сквозных отверстий нет, то эту резьбу называли «глухой».

Двустворчатые, распашные ставни и боковые части наличника, выставленного в экспозиции музея, украшены скромно. Особый интерес представляет фигурное изображение на доске «очелья» (верхняя часть наличника), выполненное сочетанием «прорезной» и «глухой» резьбы, и на нижней части наличника, где изображение нанесено «глухой» резьбой. На «очелье» помещен изображенный в профиль стоящий лев, с кудрявой гривой, длинным хвостом. Пасть открыта, язык высунут. Лев как будто предупреждает прохожих: «С плохими мыслями и замыслами не приближайся, дам отпор – я хранитель покоя в доме». Сбоку расположился растительный орнамент.

Нижнюю доску наличника мастер украсил «глухой» резьбой, выпилив сказочное животное – одноглавого дракона. Туловище, хвост и лапы – чешуйчатые, красивое резное крыло – раскрыто. Дракон левой лапой держит пойманную змею, которую заглатывает. Низ наличника украшен ажурной каймой, в виде листиков, выполненных «прорезной» (выпиловочной) резьбой.

Вадим Геннадьевич ПИРОГОВ -научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, отвечает за сохранность коллекции экспонатов из дерева. А коллекция эта очень богатая - резные наличники, посуда, деревенская утварь ХIХ в., рассоло-подъемные трубы ХVII в.

В.Г. Пирогов окончил два университета - Санкт-Петербургский государственный технологический и Нижегородский архитектурно-строительный.

Как и все научные сотрудники, Вадим Геннадьевич проводит экскурсии, а еще планирует показательные занятия со школьниками. ребята смогут ознакомиться с приемами работы с деревом и применяемыми для этого инструментами. - Уроки будут интересными, - обещает Вадим Геннадьевич Пирогов. Ведь он сам в детстве посещал кружок резьбы по дереву в Правдинском детском секторе, учась мастерству у Венеры Ивановны Крюковой.

Секреты мастеров


Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации.

Работали балахнинские резчики артелью, главный в которой был обычно и ее художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6 см, и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолченным углем – «паузой», на доске отчетливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо-зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закругленными долотами, выбирая фон и создавая рельеф.

Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, «разузорить» их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П. Званцеву со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929 году.

Мастера-резчики


Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера-виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Гордые своим мастерством, эти народные художники оставили нам свои имена, например, Михаил Малышев (д. Малые Вишенки), Федор Конкин, Александр Родионов, А. Молодцов - 1889г. (д. Бешенцево), С.Д. Удалов - 1872г. (Кстовский район). Свои замечательные изделия оставили нам и балахнинцы.

Дорогие друзья, прикоснуться к истории своей страны, жизни ее народа, его быта, вам поможет посещение Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, где хранятся дорогие и ценные сокровища, доверенные нам предками.

Е. ЯНЧУК, научный сотрудник Балахнинского музейного комплекса
На снимках: образцы «глухой» и «прорезной» резьбы.
Фото Р. ПУЧКОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция
Около 10 тысяч консультаций оказал центр «Мой бизнес» Нижегородской области и его филиалы за первый квартал 2024 года

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна