ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

22:23 18.08.2014| Православие | Версия для печати

Высоковский монастырь

Как-то этим летом завели нас журналистские дороги далеко от родного города. После традиционной «летучки» кустового творческого объединения Союза журналистов, которая состоялась в гостеприимной редакции газеты «Ковернинские новости», наша делегация отправилась с экскурсией в заволжские леса на берег реки Утрус – в Высоковский Успенский мужской монастырь.
Дорога оказалась долгой – от Ковернино больше 30 км, но места там необыкновенно красивые. Высоковский мужской монастырь сейчас восстанавливается, но прежнее величие никуда не делось.



История монастыря насчитывает чуть более 200 лет. Эта уединенная, расположенная в лесах обитель, на протяжении всего дореволюционного периода играла существенную роль в решение одной из наиболее важнейших проблем в истории Русской Православной Церкви - борьбе с расколом и старообрядческими сектами. Прежде среди других мужских монастырей Поволжья он был единственным иноческим общежитием, устав которого был организован на принципах единоверия. До 1922 года Ковернинский район входил в состав Костромской губернии, и поэтому Высоковский монастырь относился к одноименной епархии.

Основателем этой обители являлся некий монах Герасим, бывший в мирском звании казак Григорий Иванов, по прозванию «Стуканогов». Свое прозвище, вероятно, он получил по причине увечья ноги, так как состоял прежде на военной государственной службе. По своему вероисповеданию этот казак первоначально был раскольником и состоял в «Перемщанской» секте старообрядцев.
Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, казак Григорий Иванов на 38 году своей жизни удалился от мира и ушел жить в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда в Нижегородской губернии. Именно здесь казак Григорий Иванов принял иноческий образ с наречением при постриге именем Герасим и прожил в старообрядческом скиту около 10 лет.

Позднее, вместе с присоединившимся к нему сподвижником иноком Паисием, он покинул Комаровский скит и удалился для проживания в еще более уединенное и недоступное для людей место. Поселились подвижники в дремучих лесах Макарьевского уезда Костромской губернии, называемых «Рымовскими». Именно здесь на высоком правом берегу небольшой лесной речки Утрус, недалеко от деревни Высоково жили два других инока - монах Серапион, родом из Киевской губернии, и некий Иаков из города Гуслиц. Так зародилось новое небольшое старообрядческое поселение.
Вместе с этими подвижниками основатель Высоковского монастыря инок Герасим в 1784 году по дозволению Костромской казенной палаты, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами устроить в лесу иноческие кельи. Затем место это стало официально именоваться Высоковским скитом по названию ближайшей соседней деревни Высоково.

Позже иноки решили воссоединиться с Православной церковью. 8 октября 1801 года составили официальный письменный «приговор» за подписью 22 обитателей Высоковского скита и обратились с соответствующим прошением в Святейший Правительственный Синод.
В своем прошении они выдвинули конкретные условия, в частности, просили разрешения переселиться в бывший упраздненный Троицкий Кривоезерский монастырь в Костромской губернии. Однако Синод отказал передать бывший Кривоезерский монастырь единоверцам. Тогда в 1803 году уполномоченный от лица братии инок Паисий дважды обращается с прошениями к государю Императору Александру Павловичу. Первое прошение было о всемилостивейшем пожаловании им земельного участка в здешних «Рымовских» казенных лесах, на берегу речки Лух, где прежде был стеклянный завод, чтобы на собственные средства смогли осуществить они строительство единоверческого монастыря. Другим своим прошением подвижники просили об освобождении их от крепостной зависимости.

Первое прошение было удовлетворено не полностью. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) дал официальное согласие и благословение на строительство иноком Герасимом с братией церкви. Однако в просимой для строительства монастыря земле министр внутренних дел граф В.П. Кочубей официально им отказал, объявив желания властей, чтобы иноки спокойно оставались жить в своем Высоковском скиту, где живут.
Получив постановления властей, 4 ноября 1803 года инок Паисий с благословения о. Герасима вновь обращается с Святейший Синод с прошением «дозволить братии имеющуюся в скиту часовню, перестроить и освятить как храм во имя Успения Божьей Матери, с наименованием в дальнейшем Высоковский скит монастырем, и настоятеля инока Герасима рукоположить во священника, а прочее братство присоединить ко святой Церкви, согласно их желанию».

В ответ на это прошение 26 ноября 1803 года из Синода был послан Указ епископу Костромскому Евгению о том, чтобы местные церковные и гражданские власти произвели расследование: действительно ли можно существующую в Высоковском скиту часовню обратить в церковь, сколько всех там состоит монашествующих и беглецов, и имеют ли все они увольнения от платежа государственных податей. И не послужит ли, в случае дозволения, строительство православного храма в здешних раскольничьих местах к обращению других старообрядцев на путь спасения, через присоединение их так же на правах единоверия к Православной Церкви.

Для исполнения вышеназванного повеления в Высоковский скит были командированы игумен Макарьево-Унженского монастыря Иринарх и исправник Земского суда И.В. Минин. Они признали возможным существующую часовню обратить в церковь, а у обывателей скита, составляющих братство иноков и послушников, все имеющиеся документы и паспорта нашли действительными и не подлежащими сомнению. При этом 18 иноков и 127 жителей окрестных деревень официально изъявили желание присоединиться из раскольников к будущей единоверческой церкви.
Позже храм в Высоковском скиту было разрешено освятить «по древнему чиноположению во именование Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ее Успения».

Спустя более десяти лет после освящения первого храма, в феврале 1820 года инок Герасим с братией вновь обращается в Синод с прошением об учреждении из данного скита, по примеру существующих уже Единоверческих монастырей, общежительной пустыни, обязуясь содержать эту обитель на собственном иждивении и не требуя для нее ничего из казны.
13 июля 1820 года государь император Александр I утвердил доклада Св. Синода о том, чтобы Высоковский скит был переименован в «общежительную для монашествующих пустынь» с названием Высоковской Успенской. Количество обитателей ее определялось по штату второклассных монастырей, то есть 17 человек, вместе с настоятелем. Позже Александр I, после личного ходатайства священно-инока Герасима о помощи в строительстве монастыря, «соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской пустыни каменной церкви Святителя Николая пять тысяч рублей денег, государственными ассигнациями». Построенная впоследствии на эти средства первая каменная однопрестольная Никольская церковь была освящена в 1827 году.

Когда же на обратном пути своего путешествия из Сибири государь император в октябре 1824 года в городе Буе вновь лично принял отца Герасима, то «за особенные труды и попечение о устроении Высоковской пустыни Всемилостивейше пожаловал его золотым наперсным крестом, украшенным бриллиантами и аметистами». А спустя полгода, 6 января 1825 года, строитель Пустыни инок Герасим, «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» епископом Костромским Самуилом был возведен в сан игумена.

Постепенно количество братии в монастыре возрастало, и в апреле 1829 года Высоковская заштатная пустынь была преобразована в третьеклассный монастырь, вместо упраздненного Максаковского единоверческого монастыря в Черниговской епархии. В этом же году, 29 июня, игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской церкви на правах единоверия» в Петропавловской церкви города Костромы епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита. Свой земной путь архимандрит Герасим закончил в 1832 году и был погребен в родной обители (точное место его погребения не известно).

К сожалению, каких-либо сведений о жизни этого монастыря на протяжении второй половины ХIХ -начала ХХ века сохранилось очень мало. Известно лишь, что в 1867 году здесь проживало только 10 иноков и 9 послушников, а в 1888 году вместе с настоятелем - 14 иноков и 5 послушников. Очевидно, что столь малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой.
Высоковский монастырь официально просуществовал лишь до 1919 года, затем был преобразован в единоверческий приход, который функционировал до 1929 года, при этом богослужения в нем осуществляли как монашествующие, так и белое духовенство.

В 1929 году монастырь был закрыт, по его территории проложена асфальтовая дорога, а на площади выстроены магазины. Монастырские здания были переданы колхозу: в Успенском соборе хранилось сено, в церкви Трех Святителей находились деревообрабатывающие мастерские, в настоятельском корпусе - колхозная контора и жилые квартиры. Рядом появилась небольшая деревня Выселки. После переезда колхоза бывшие монастырские здания остались заброшенными.
В 1979 году решением Горьковского облисполкома Высоковский Успенский монастырь был взят на государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального (общероссийского) значения.

Возрождение обители началось в 1999 году, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая (Кутепова) все сохранившиеся постройки были переданы Церкви.
По своему архитектурному облику Высоковский монастырь является одним из немногочисленных сохранившихся монастырских комплексов с интересным архитектурным ансамблем периода классицизма. Все его здания и сооружения были построены на высоком профессиональном уровне с отличающимся своеобразным планировочным решением. Особенность планировки монастырского комплекса заключается в размещении его зданий на трех террасах с перепадом их высот до 14 метров.

Самым крупным в монастыре является пятиглавый Успенский собор, на который ориентирован главный въезд. Храм этот был построен в 1834 году, уже после смерти основателя монастыря архимандрита Герасима.
Кроме этого, в монастыре сохранилась Трехсвятительская церковь (во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) с трапезной (1835г.), зимний Никольский храм (1816-1827 гг.), а также корпус настоятеля (сооружен во второй половине XIX века) и один братский (келейный) корпус.
Великолепная четырехъярусная колокольня, высота которой составляет более 65 метров, также была построена в 1830-е годы, в период строительства основных сооружений монастыря. Сохранилась юго-западная башня монастырской ограды.
Сегодня, не взирая на малочисленность насельников, в Высоковском монастыре полным ходом осуществляются реставрационные работы и налаживается иноческая жизнь.

А. АЛЕКСАНДРОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна