ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:09 9.06.2014| Культура | Версия для печати

О великом и могучем

Борьба за русский литературный язык - борьба за будущее России.


С ветераном педагогического труда, отличником народного просвещения, преподавателем русского языка и литературы Наталией Георгиевной САВИНОЙ мы встречались неоднократно, разговаривали и при встречах, и по телефону о ней самой, о школе, о русском языке.

История ее семьи, богатый жизненный опыт, личные тонкие наблюдения заслуживают большого внимания. Еще год назад мы как-то вскользь заметили, что хорошо бы все наши беседы записать. И вот наше желание неожиданно сбылось. Наш разговор состоялся в канун Дня русского языка и 215-летия со дня рождения Пушкина.

-   Наталия Георгиевна, в Балахне вас знают как филолога от Бога.

-  В 1957 году я окончила филологический факультет Горьковского госуниверситета. С благодарностью вспоминаю своих педагогов. С удовольствием ходили на лекции к Ариадне Николаевне Алексеевой, которая вела современную советскую литературу. Нравился преподаватель политэкономии Колтунов.

После окончания университета преподавала в школах Правдинска – вечерней, №5, 11. Когда работала инспектором гороно, одновременно вела уроки в школе №14. Из школы ушла в 67 лет. Трудовой стаж – 43 года.

-   Интересна история вашей семьи. Старший внук Арсений составил родословную.

-  Детство моего папы Георгия Геннадьевича Казаринова, прошедшее в городе Николаевск Уфимской области, было трудным. У папиной мамы – бабушки Кати - детей было трое: старший Николай, затем Георгий – мой папа и младший Евгений. Бабушка прожила со своим мужем восемь лет, когда он ушел добровольцем в Красную Армию, а потом прислал письмо, что нашел другую женщину. Бабушка Катя, не имея образования, работала поваром в детском доме, который носил имя А.В. Луначарского. Мой папа вспоминал, как Луначарский приезжал в детский дом и гладил его по головке. Бабушка, я считаю, – героиня своего времени. По ней история прокатилась красно-белым колесом. Приехавшие в деревню белогвардейцы искали ее, как жену красного командира, ударили нагайкой. После этого остался глубокий шрам на плече. Бабушка научилась шить на машинке, стала почти модельером. Шила мне и в детстве, и когда я приезжала к ней студенткой. Дома всегда были продукты, которыми расплачивались ее заказчицы. Денег у бабушкиных клиентов не было – годы-то тяжелые. Так жили в гражданскую войну, а потом в Отечественную. Но всех троих сыновей бабушка вырастила, все трое получили высшее образование. Они учились в Ленинграде. Все трое играли на музыкальных инструментах – на фортепиано, баяне, балалайке, мандолине, гитаре. Евгений Геннадьевич – заслуженный учитель РСФСР, преподавал черчение и рисование в Таганроге, работал над пособием по черчению для учителей. Оно издано, хранится у нас. Я приносила показывать пособие в нашей школе. Рисовали и чертили все хорошо. Николай Геннадьевич работал директором Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в Архангельской области, папа – директором картонной фабрики Балахны. Илья, от второго брака бабушки, стал офицером.

У папы нас было трое – я и два брата. Одного, к сожалению, нет в живых. Евгений младше меня на четыре года, сейчас ему 76 лет. Он работал директором Кондровского бумкомбината под Калугой.

- Русский литературный язык у нас появился благодаря Пушкину. Именно эту из всех его заслуг перед Россией особо выделяли наши писатели. Русский язык стал языком межгосударственного общения, а поэта почитают во всем мире. Даже в Аддис-Абебе стоит памятник Пушкину как великому африканскому поэту. А что для вас значит Пушкин?

- О Пушкине говорить сложно, он – неповторимая высота. И я с осторожностью говорю о нем, обдумываю каждое слово.

Пушкин жив сегодня, его читают. «Онегина» я читала в классе наизусть. Об этом ребята вспоминают, встречая меня на улице, Постоянно перечитываю прозу и сравниваю с сегодняшним днем. Недавно прочитала анализ «Капитанской дочки» Лотмана. Автор дает характеристику героев, объясняет, где правда и ложь, обсуждает жизненные темы. «Капитанскую дочку» изучают в седьмом классе, когда ребята еще не готовы к серьезному разговору. А в повести поднимается злободневный вопрос, что все политические проблемы можно решить не просто путем переговоров, а в дружеской беседе. Помните, произведение заканчивается беседой Маши, приехавшей в столицу просить об освобождении Гринева, с императрицей, которую встречает в саду гуляющей с собачкой. Все решается в пользу главных героев, причем в неформальной обстановке. Императрица понимает Машу как женщину. Приходит на ум ассоциация: «Современным политикам стоит взять это на заметку».

- Говорят, что любимый томик стихов спасает от болезни. А вы испытали воздействие стихов на себе?

- Пушкин помогает жить. Хорошая поэзия успокаивает. Большая лирика лечит, на душу ложится. У Пушкина есть православные стихи. Он – врачующий поэт. Магия его слова безусловно присутствует и в этом плане.

- Кому из писателей вы отдаете предпочтение?

-  Не очень люблю Набокова, он холодный, в нем нет русской души. Он какой-то отстраненный, слишком аристократичный, сноб. Прочла только что Радзинского «Николай Второй», потрясена. Люблю Бунина «Темные аллеи», «Антоновские яблоки». Салтыкова-Щедрина люблю, что ни страница, то сегодня. Купила, не пожалела денег на книгу «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Услышала по телевидению, что читает его весь мир, и решила приобщиться. Произведение Мураками подарила ученица, но мнение о нем не сложилось.

Последний раз читала Улицкую «Священный мусор». Это рассказы, эссе. Она пишет хорошо, но автор не нравится как политик. Поэтому с ней не дружу.

-  Как вы относитесь к местным поэтам?

- Семья Жильцова подарила книгу его стихов «Земные календари». Владимир Иванович провинциальный, но большой поэт. К нему тянет. Читаю с удовольствием, хотя у него много грустных предчувствий. У меня ощущение, что он предчувствовал свой скорый уход из жизни.

Очень хорошие стихи у моей выпускницы Ольги Горновой. Она работает в нижегородской газете и периодически печатается. Стихи вполне профессиональные, напоминают поэзию Марины Цветаевой.

Слежу за выпуском «Литературной страницы» в газете «Рабочая Балахна». Нравятся стихи Ани Багровой, она – моя ученица. Когда работала в школе, иногда урок начинала с пятиминутки о балахнинских поэтах. Ребята слушали хорошо.

- Вы как инспектор гороно посещали занятия русского языка и литературы в разных школах. Чьи уроки вам запомнились?

-  Видела много замечательных уроков в школе №6 Аллы Аркадьевны Кучиной, в школе №14 Эльвиры Михайловны Дегтевой, Людмилы Александровны Бузиной, Нины Михайловны Плетневой, Серафимы Яковлевны Липиной. Прекрасные вечера по классике в школе №14 проводила Надежда Николаевна Жильцова. Уходила вдохновленной с уроков Татьяны Сергеевны Варвариной, преподавателя школы №11. Впечатлила Марина Александровна Новожилова – молодой учитель школы №14. О ней узнала в прошлом году из «Рабочей Балахны». Поразило умелое сочетание требовательности и литературного начала на уроке внеклассного чтения по стихотворению Лермонтова «Ночевала тучка золотая». Если учитель говорит от души, то и молодежи интересно. Задача литературы – воспитать грамотного, разбирающегося во всем читателя.

- В последнее время все больше говорят о недостатках экзамена по литературе в форме ЕГЭ. Ваше мнение по этому вопросу?

- С самого начала введения ЕГЭ считала, что у ребят должен быть выбор между ЕГЭ и сочинением. Сочинение – это более высокая планка. Когда мои выпускники сдавали литературу, это был праздник. Дети серьезно готовились. Хорошие были ответы, плохих не помню.

-   Что читает ваш младший внук? Что порекомендуете детям?

-    Ярослав окончил четвертый класс. Сейчас у него на столе лежит «Фокс Микки» Саши Черного, рассказывающий о жизни людей, увиденной глазами собаки. Книга написана с юмором, теплотой, захватывает с первых страниц. Она и взрослым адресована. Внук перечитывает ее периодически. Теперь с Ярославом ищем книги Саши Черного в книжных магазинах.

- Как привлечь ребенка к чтению?

- Только с детства. Если на полке с книгами стоят томики Лермонтова и Пушкина, детская литература, и родители находят время посидеть с ребенком и почитать, все это не проходит даром. Когда мы с внуком закончили читать про Карлсона, так Ярослав плакал. А я говорила: «Подожди, писательница еще продолжит, и мы почитаем дальше».

- Повышают ли интерес к книге фильмы, созданные по произведениям?

- Использовать для этого экранизированную классику – неблагодарное дело. Скорее, она - информация для взрослых, что почитать для себя и детям. Например, идущие сейчас на экране «Бесы» Хотиненко. Режиссер ставит задачу привлечь внимание к сегодняшнему дню, а не к сюжету.

-  Нецензурные слова сегодня стали почти нормой. Сквернословят на улице и даже родители с маленькими детьми. А как было в ваше время?

-  Речь на улице – особая тема, даже касаться боязно. Чаще звучит неречь. Она заметна на детской площадке. Особо детям понятны междометия. Думаю, пройдет определенный период, и скверные слова выйдут из моды. Читая словарь Даля, я сделала для себя вывод, что каждое ругательное слово для великого собирателя русского языка – «похоть». Скверну он определяет как нравственное растление, все богопротивное. Причиной ее может быть агрессия, хвастовство, другая банальность. На уроке учитель показывает образец речи, а во дворе – вульгарный сленг.

Я помню свое военное детство, когда хлеб давали по карточкам. Нас спасало козье молоко, иногда горькое – коза полыни наелась от души. Мы играли в лапту, сидели у костра, пекли картошку. Как бы ни было плохо, бранные слова мы не употребляли. Они где-то были, но не в семье.

-  В разговорном языке отражается нравственное состояние общества. Жаргон, блатная лексика, иноязычные заимствования появляются не только в разговорной, но и литературной речи, и в печатном слове, и звучащем в эфире. Как повлиять на состояние нашего языка?



- Много раз думала об этом. Мое личное мнение – законами, запрещающими сквернословие, ситуацию не исправишь. Люди начали уставать от брани, перестали обращать на нее внимание. В обществе ощущается тяга к ретро – к бальным танцам, классической музыке и литературе. Моя знакомая, поначалу не желавшая идти в театр, купила билеты на постановку по пьесе Чехова «Вишневый сад». Была изумлена, как пьеса по-современному прочитана.

Борьба за русский литературный язык сегодня - борьба за будущее России, за ее национальную культуру, за духовность. На снижение общего культурного уровня повлияла коммерциализация с ее пагубными рыночными законами. Качество отбора и редактирования литературных и журналистских текстов падает. Исчезли государственные издательства, нет грамотных корректоров. Опять упираемся в школу. Кто первым ввел в литературу редактирование? Пушкин. Прочитайте его письма с подробным разбором смысловых и стилистических ошибок в стихах друзей. Никакой снисходительности.

Кризис в нравственном состоянии общества и русском языке можно преодолеть, опираясь на классическую и народную русскую культуру, на культуру народов России. Ведь именно классика напоминает о главных общечеловеческих и национальных ценностях. Невнимание к классикам русской литературы, их юбилеям обернулось подменой культурных авторитетов. Русская словесность в школе имеет стратегическое значение в образовании, воспитании и становлении личности школьника.

-   Ломоносов утверждал, что русский язык не будет подвержен упадку, коль долго «Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет». Замечено, что изучение церковнославянского стимулирует мыслительные способности. Так может стоит вернуть церковнославянский язык в школы?

-  Сейчас этот язык, считавшийся обязательным предметом до революции, а после нее и до недавнего времени мертвым, преподают в большинстве воскресных школ. Школьники чутко ощущают его поэтичность, богатство лексики, графическую красоту кириллицы. Возможно, что и надо стремиться вернуть церковнославянский язык в школы, хотя бы в форме кружков, факультативов для желающих.

- О русском языке, как и о Пушкине, можно говорить бесконечно. Что вы предложите почитать интересующимся этой темой?

-  Желающим поговорить о русском языке рекомендую недавно вышедшую книгу Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва. 3D». Он говорит о проблемах языка с юмором. В конце книги есть маленькое послесловие: «Я писал эту книгу не потому, что русский язык находится на грани нервного срыва, переживаем и нервничаем мы сами. Слухи о скорой смерти русского языка явно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить, о нем надо спорить. Но главное – на нем надо говорить, читать и писать».

Н. ГОРБУНОВА
На снимках: Н.Г. Савина; маленькая Наталия со своим отцом и братом Евгением в 1943г.
Фото Р. ПУЧКОВА и из личного архива Н.Г. Савиной

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна