С октября прошлого года «РБ» ведет серию публикаций о новом порядке проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Сегодня речь пойдет о региональном операторе. Эта структура - юридическое лицо, созданное в форме фонда, то есть является некоммерческой организацией. Решение об учреждении регионального оператора принимается правительством Нижегородской области. К основным функциям регионального оператора относятся:
1) аккумулирование взносов на капремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца спецсчета; 3) осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора; 4) финансирование расходов на капремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капремонта на счете (счетах) регионального оператора, в пределах средств этих фондов с привлечением, при необходимости, средств, полученных из иных источников, в том числе государственной, муниципальной поддержки; 5) управление временно свободными денежными средствами в порядке, установленном правительством области; 6) осуществление контроля над целевым использованием средств регионального оператора получателями финансовой поддержки.
Как видно из приведенных выше функций, на регионального оператора возложено довольно много полномочий. Что требует содержания целого штата сотрудников. И сразу встает вопрос: кто будет содержать эту структуру? Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных действующим законодательством. В Жилищном кодексе четко прописано, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капремонта на счете (счетах) регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Но при этом, как видно из приведенных выше функций, региональный оператор вправе управлять временно свободными денежными средствами.
Каким же образом региональный оператор будет взаимодействовать с собственниками? Согласно п. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие на своем общем собрании решение о формировании фонда капремонта на счете регионального оператора, обязаны заключить договор о формировании фонда капремонта и об организации проведения капремонта. По этому документу жильцы должны ежемесячно в установленные сроки и в полном объеме вносить на счет регионального оператора взносы на капремонт. Оператор же обязуется обеспечить проведение и финансирование капремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капремонта. Такое условие - некая гарантия проведения капремонта дома.
В этих целях региональный оператор обязан: 1) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капремонту и, при необходимости, подготовку проектной документации на проведение капремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 2) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; 3) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие их требованиям проектной документации; 4) осуществлять приемку выполненных работ.
Следовательно, за все этапы проведения капремонта - от составления и согласования проектной документации до приемки выполненных работ -теперь будет отвечать региональный оператор. При этом будет существовать система контроля и аудит его деятельности. Проверки, в том числе внеплановые, без предварительного уведомления регионального оператора станут заботой государственного жилищного надзора Нижегородской области. Органы государственного и муниципального финансового контроля, контрольно-счетная палата Нижегородской области, финансовые органы региона и муниципальных образований будут осуществлять финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Подготовила Т. КОЧЕТКОВА По информации администрации г. Балахны