Специалисты Управления антимонопольной службы по Нижегородской области проанализировали обращения, которые поступают от граждан. На основании этого подготовлены ответы на типичные вопросы.
- В квартире в 2010 году установлен двухтарифный счетчик электроэнергии. Но в этом году от Энергосбыта пришло уведомление о том, что необходимо перепрограммирование, поскольку изменилось дневное и ночное время. Насколько правомерны данные требования и обязан ли потребитель осуществлять перепрограммирование за собственный счет?
- Из системного анализа законодательных норм следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета, которые должны быть утвержденного типа, пройти поверку, а также соответствовать требованиям к условиям эксплуатации. При этом установка пломб и (или) знаков визуального контроля выполняется бесплатно. Однако оснащение жилого помещения приборами учета, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. В связи с этим перепрограммирование двухтарифных приборов учета электроэнергии осуществляется за счет собственников жилого помещения, в случае несоответствий установленным интервалам дневной и ночной зон.
Несмотря на указанное обстоятельство, в начале 2013 года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по собственной инициативе и за свой счет проводило акцию «Перепрограммирование – в подарок». И у многих абонентов была возможность принять в ней участие, тем самым бесплатно перепрограммировать свой электросчетчик.
- Расчет социальной нормы потребления электрической энергии в нашем регионе в полномочиях министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области. До 1 июля 2014 года величину указанной соцнормы (50 кВт.ч в месяц на человека) в этом ведомстве пересматривать не собираются. Таким образом, пока изменений в подходе к расчету платы не произойдет. Но с середины будущего года планируется применить вновь утвержденную социальную норму потребления электрической энергии. При ее расчете будут использованы методики, принятые Постановлением №614 Правительства РФ от 22 июля 2013 года.
Основные изменения сводятся к следующему:
- широкой дифференциации величины соцнормы в зависимости от группы домохозяйств и типа жилых помещений;
- введению повышающих коэффициентов по соцнорме потребления электроэнергии для одиноко проживающих пенсионеров и семей пенсионеров, для домохозяйств и жилых помещений, отнесенных к аварийному или ветхому фонду;
- применению соцнормы ко всему объему потребления ресурса домохозяйством, как индивидуальному, так и на общедомовые нужды.
- Может ли антимонопольный орган рассматривать заявления жильцов на действия домоуправляющих компаний в случае некачественного оказания ими услуг?
- Антимонопольный орган наделен компетенцией по контролю в сфере защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности и не полномочен в отрыве от положений Закона о защите конкуренции защищать жилищные и гражданские права граждан. Приведенные нарушения могут пресекаться органами регионального жилищного надзора (Государственной жилищной инспекцией).