ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

23:22 3.05.2013| Православие | Версия для печати

Пасха Христова: вопросы и ответы

Сегодня в праздничном номере газеты мы отвечаем на наиболее распространенные и простые вопросы, интересующие многих людей и связанные с историей праздника Пасхи, вероучением, празднованием Светлого Христова Воскресения.

- Как может образованный человек в XXI веке верить в то, что Христос буквально воскрес из мертвых?

Сам вопрос подразумевает, что в предыдущие века верить в это было легче: мол, в I веке верить в Воскресение Христово было нетрудно, а вот в XXI начались проблемы. Однако дело обстоит, скорее, наоборот: это сейчас мы знаем, что за Страстной Пятницей следует Пасха, это мы живем в мире, где христианство является мировой религией. А Апостолы в Великую Субботу могли знать только то, что для их Учителя все кончено, что он потерпел полное и окончательное поражение. Его отверг народ, отвергли власти и, похоже, отверг Бог – во всяком случае, Он умер на кресте, со словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк 15:34).

Вместо победы и славы, которую должен был бы обрести Мессия и которую разделили бы с Ним те, кто последовали за Ним, Иисус встретил позорную и мучительную смерть. Казалось очевидностью – мучительной, но совершенно неизбежной – то, что враги Иисуса оказались правы, что и Он сам, и Его ученики страшно обманулись. Ученики Иисуса вовсе не были полны энтузиазма и ожидания чуда – и потому, когда женщины возвещают им, что Христос воскрес, они сначала отказываются верить (см. Лк 24:11).

Каким же образом Апостолы приобрели неколебимую уверенность в том, что Иисус есть Мессия, Спаситель, что Он воскрес из мертвых, – уверенность, с которой они встречали гонения, преследования и саму смерть? Этому есть только одно правдоподобное объяснение – они действительно видели Его воскресшим. Может ли образованный человек в наше время верить свидетельству Апостолов? Ни «наше время», ни «образование» не делают этого свидетельства неправдоподобным, не помогают и не мешают поверить Христу.

- Где впервые праздновали Пасху?

Слово Пасха по-еврейски звучит как «Песах». Это слово происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять». Пасха – это реальное историческое событие, которое произошло в Египте в XIII веке до Рождества Христова. Связано это с событиями, о которых нам говорит Библия. В то время еврейский народ был угнан в рабство в Египет, где подвергся угнетению. И тогда Господь повелел вывести евреев из Египта. Но фараон не желал их отпускать и только усилил притеснения. В знак того, что это воля Божья, Господь напустил на Египет 10 бед. Господь приказал Моисею, чтобы евреи закололи молодого ягненка, и двери своих домов обмазали кровью. Ночью Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев. Только после этого фараон согласился отпустить Моисея и еврейский народ из пределов Египта. С тех пор каждый год евреи празднуют Пасху, вкушая мясо молодого ягненка с травами и горьким соусом, в воспоминание избавления от египетского рабства. Но это была Ветхозаветная Пасха.

Что же касается того, где впервые праздновали Пасху, в Новом Завете, то в I столетии от Рождества Христова дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Сейчас вопрос: «Что ты делаешь в воскресенье?» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век – нас бы просто не поняли даже сами христиане. Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы. А местом празднования Пасхи для первых христиан был Иерусалим, где образовалась община, откуда и пошло все Благовестие о Воскресшем Иисусе Христе по всей земле.

- Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище?

Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям.

К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности.

В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день.

С точки зрения православной традиции посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение – это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога все живы. Пасха – день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.

- Какой смысл в освящении яиц, куличей и другой еды?

Этот обряд знаменует завершение Великого поста, когда мы воздерживались от скоромной пищи, то есть от пищи животного происхождения. Церковь напоминает нам о том, что в самой по себе пище нет ничего дурного, что мы можем употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (1 Тим 4:3). Эту истину бывает важно напомнить, чтобы предостеречь людей от ложного аскетизма,

который гнушается материей, телесностью, пищей как чем-то в принципе дурным и вредящим спасению. Совершая освящение скоромной пищи, Церковь свидетельствует, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим 4:4–5).

- Правда ли, что после Пасхи в течение 40 дней небеса открыты для всех умерших в этот период?

Нет, это неправда, потому что наш Бог - Бог свободы, а не автоматизма.

Неправда не потому, что Богу жалко «открыть» небеса на время Пасхи, но потому, что со времени смерти и Воскресения Иисуса Христа небеса открыты навсегда для всех людей. Всех - и каждого лично - Бог любит так, как только можно любить. И зовет каждого на Небо, в радость Царства Божия. Но Бог - Небесный Отец - еще и уважает нас - Своих детей. Уважает и дает нам право самим решать, куда идти, какие ценности избирать, ради чего и чем жить. И поэтому в Небеса, открытые для всех, Бог никого не тянет насильно. Он приглашает, но не загоняет. Любит, но не манипулирует. И мы вправе принять приглашение или отказаться от него.

- Можно ли работать в Пасху?

В традиции Церкви воскресенья и праздники (включая Праздник праздников – Пасху) не являются днями, в которые «нельзя работать». Это народное представление, а не церковное. Воскресенья и праздники – это дни, которые надо посвящать Богу, то есть прийти в церковь, причаститься, почитать дома Библию и, например, духовную литературу. Эти дни надо выделять из ряда прочих. В эти дни не стоит делать дела, которые можно отложить.

Но если человек не идет в церковь, не молится дома, не читает Писание, а бездельничает весь день («не работает»), то это не есть соблюдение праздника, и никому такое «празднование» не нужно.

Бывает и такая ситуация, что человек поставлен на работе на дежурство в день церковного праздника. Нужно ли ему всеми силами стараться освободиться в этот день? Не думаю. Служить Богу можно не только стоя в церкви, но и на своем рабочем месте.

Подготовил А. ВИХАРЕВ

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Свалки в Первомайске и Богородске исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
Региональный центр «Мой бизнес» объявил старт приема заявок на премию для самозанятых «Займись делом!»
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна