- Начиналось все обычно, как у многих балахнинских мальчишек и девчонок… В пятилетнем возрасте меня к Александру Ивановичу Соловьеву в танцевальный коллектив «Русичи» (ДК «Волга») привела за руку мама. Сам я, к сожалению, не помню этого исторического момента своей жизни, но, по словам мамы, мною было пролито много горьких слез: заниматься танцами я категорически не желал!
- Увы, не могу сказать, что все было гладко и безоблачно. Я не раз уходил из коллектива. Но, немного отдохнув, погуляв, снова и снова возвращался к занятиям. И только со временем пришло осознание, что это «мое». И в том, что хореография стала делом жизни, безусловно, заслуга талантливого хореографа Александра Ивановича Соловьева и моей мамы. За что я им очень благодарен и признателен!
- Поездки по маршруту «Золотое кольцо России», например. Но самым запоминающимся и ярким событием на всю жизнь стала поездка нашего ансамбля «Русичи» в 2001 году на международный фольклорный фестиваль в Испанию (г. Мурсия). Такое не забывается…
- Гдевыполучилипрофессиональноеобразование?
- В Самарской государственной академии культуры и искусств, специализация «Хореография», квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».
- В РДК я работаю четыре года, а образцовому хореографическому коллективу «Раздолье» - три. Понятно, что ансамбль молодой, но считаю, что перспективный.
- Самое главное - это терпение. Терпение и труд – все перетрут! Не только мне, но и моим воспитанникам, как, впрочем, всем, кто занимается в художественной самодеятельности, приходится отказываться практически от всех праздников в кругу семьи, потому что, участвуя в районных и городских концертах и торжествах, мы дарим праздник всем балахнинцам.
- Согласитесь, АлексейЕвгеньевич, всферекультуры, каки вобразовании, работаетмало мужчин. Ноэтоипонятно, ведь надосемьикормить, азарплаты умолодыхспециалистовоставляютжелатьлучшего. Поэтому нескромныйвопрос: какотнеслисьродныеиблизкиелюдик вашемупрофессиональномувыбору?
- В хореографию я пришел благодаря маме, поэтому она всегда с радостью наблюдала за моими творческими успехами, посещала все наши концерты и мой выбор одобрила. И сейчас с гордостью и радостью следит уже за выступлениями моих воспитанников. И моя супруга всегда и во всем меня поддерживает, переживает вместе со мной, поэтому, можно сказать, мне в этом плане повезло. Спасибо за это моим близким!
- Каквысчитаете, можноли развиватькультурувРоссиипри помощи, например, нашейобластнойпрограммыподдержки молодыхспециалистов, вкоторуювошлиивы?
- Я думаю, что развивают культуру в России люди бескорыстно и по зову своего сердца. Настоящие профессионалы, в хорошем смысле «фанаты» своего дела, болеющие душой за будущее страны и нашу молодежь. На этих людях культура сегодня и держится! А данная программа – это, безусловно, огромная поддержка молодых специалистов и возможность заниматься профессией. Ведь если у человека есть самое главное – жилье, он может спокойно жить и посвятить себя любимому делу.
- Какиеошибкиввашейработенедопустимы?
- Унижение и оскорбление ребенка, человека считаю категорически недопустимым! Да, дети бывают разные, не все всё понимают сразу. И моя задача – донести до ребенка то, что от него требуется, в доходчивой форме.
- Чтоввашемделесамое сложное?
- Самое сложное – это привить ребенку любовь к русской культуре и русскому народному танцу и заслужить доверие и уважение своих маленьких подопечных. Не секрет, что в последнее время западная культура в России заполонила все: телевидение, радио, эстраду… А мне бы хотелось, чтобы мы и наши дети помнили свои корни.
- Какаячастьрабочегопроцессасамаялюбимая?
- Пожалуй, это классический танец. Но для детей, которых я сейчас обучаю, это самый тяжелый труд и нелюбимое занятие. И меня это ничуть не удивляет! Вспоминаю себя: как не хотелось идти на занятия по классическому танцу… И только став хореографом, понимаешь, что на этих репетициях происходит отработка основных танцевальных элементов, вырабатывается осанка, гибкость, растяжка, выворотность… Да что говорить, происходит становление характера! Без преувеличения скажу, в хореографии классический танец – это основа основ. И меня радует, что его значение наши ребята, воспитанники хореографических коллективов районного Дома культуры, смогли по достоинству оценить, приняв участие в уникальном танцевальном эксперименте.
- Да, напомнимбалахнинцам: 7 мартавоспитанникитанцевальныхколлективовРДКпод руководствомЮ. Сумченко, О. ШалыевойиА. Бариновапринималиучастиевбалете«Щелкунчик»намузыкуП.И. ЧайковскоговрамкахВсероссийского детскогофестиваля«Созвездие RUSSIA». Идейныйвдохновительиорганизаторпроекта - А. Емельянов, художественный руководительибалетмейстер московскоготеатра«Корона РусскогоБалета». Нашзритель свосторгомсмотрелодинизшедевроврусскойбалетнойклассики. Акаквы, АлексейЕвгеньевич, оцениваетеучастиесвоих ребятвэтомпроекте?
- К сожалению, нам, хореографам, не удалось увидеть весь спектакль из зала, мы находились в этот самый ответственный момент со своими детьми за кулисами. Но, просмотрев затем видеозапись спектакля, я смело бы поставил своим ребятам твердую «4»! Молодцы!
- Чтозапомнилосьбольше всего?
- Запомнилось, прежде всего, очень доброжелательное отношение Анатолия Емельянова и всей труппы к нашим детям, его огромное желание и старание помочь ребятам почувствовать великое искусство, имя которому «Балет». Ребята приобрели уникальный опыт общения с профессиональными танцорами международного класса, которые с ними общались без снисхождения, а как с маленькими коллегами. Каждый участник этого проекта получит на память именной сертификат.
- Какдолгошлаподготовкак выступлению?
- Всего один месяц! Но, чтобы непосвященный человек смог представить масштаб нашей работы, скажу так. На постановку нового танцевального номера в среднем уходит обычно 2-3 месяца. Мы с коллегами за один месяц поставили по четыре танца со своими воспитанниками! Да, некоторые хореографические композиции по времени и сложности уступали обычным танцевальным номерам, но не надо забывать, что это был балет! Вот где ребятам пригодились занятия по классическому танцу.
- Для всестороннего и профессионального развития детей нужны, непременно. Многие ребята вообще впервые смотрели балет. А участие в таком проекте – это уникальная творческая удача и приятные воспоминания на всю жизнь, бесспорно! И для нас, хореографов, этот проект был интересен и познавателен, хотя, конечно, хлопот и волнений доставил много.
- АлексейЕвгеньевич, акакуюоценкувашимребятамдал А. Емельянов?
- Наши ребята очень понравились Анатолию, и поэтому к нам поступило еще одно очень интересное предложение о сотворчестве, я бы так сказал. Но раскрывать секрет пока не будем, осенью балахнинцы все узнают!
- Нужно совершенствоваться, быть в курсе новых тенденций, ездить на хореографические конкурсы и курсы повышения квалификации, одним словом, должен быть постоянный профессиональный рост. Главное в любой профессии - не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться, находиться в профессиональном тонусе.
- Естьлиуваспрофессиональнаямечта?
- Как и любому педагогу, мне хотелось бы, чтобы со временем кто-то из моих воспитанников посвятил себя хореографии и продолжил мое дело.
- Асколькоувасвоспитанников?
- 93 ребенка.
- Ну, тогдаестьнадежда! А какиеближайшиепланыуобразцовогохореографического коллектива«Раздолье»?
- 15 марта мы принимали участие в областном хореографическом конкурсе «Нижегородская мозаика» (г. Дзержинск) и стали дипломантами I степени. Очень много задумок, новых номеров, которые, думаю, скоро балахнинцы увидят на сцене РДК.
Е. КРАСНОЩЕК, заведующая методическим отделом РДК Наснимке: А.Е. Баринов у сцены зрительного зала РДК;образцовый хореографический коллектив «Раздолье».