ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

18:07 20.02.2013| Образование | Версия для печати

В защиту русского слова

Размышления о сегодняшнем состоянии русского языка.
Без воздействия «великого русского слова» невозможно улучшить ни дух, ни душу российского народа.
Сегодня - Международный день родного языка. И это лишний раз заставляет нас задуматься о сегодняшнем состоянии русского языка. Конечно, мы понимаем, что он изменчив. Он живой, как сама жизнь. Он развивается и впитывает, как губка, все, что происходит в обществе. Не случайно язык считают своеобразным хранилищем истории и духовной культуры народа. И потому то, что происходит сегодня с нашим языком, не может нас, учителей-словесников, не беспокоить.

Что мы видим и слышим вокруг? Что слышат наши дети? Какой речью они окружены? Далеко не образцовой. Словесное хамство, пошлая и жаргонная лексика, рекламный сленг - все это обрушивается на наших детей отовсюду. И в первую очередь - с телевизионных экранов.
Подрастающему поколению, в большинстве своем, сегодня, в век всеобщей информатизации и компьютеризации, просто некогда читать хорошие, добрые книги, некогда общаться «в живую» с родителями и друзьями - они заняты просмотром телевизионных программ, шоу и сериалов, компьютерными играми и, пожалуй, что самое главное - общением в социальных сетях, где не нужно соблюдать никаких правил: ни языковых, ни культуры общения.

Зато можно безграмотно писать, бездумно ломая и сокращая слова. Все это постепенно входит в привычку, и для «продвинутых» детей, очень много времени проводящих в Интернете, становится нормой давать односложные или поверхностные ответы и, наоборот, вызывает трудность составление развернутого убедительного суждения.
Меня, как учителя, настораживает и тот факт, что детей сегодня «пугают» большие тексты, я не говорю сейчас о толстых книгах, а именно о текстах. Зачастую подростки, для которых русский язык является родным, после прочтения текста на русском языке не могут сказать, о чем он. Ведь совсем недавно, лет десять-пятнадцать назад, большинству ребят в классе это было под силу, а сейчас лишь единицам.

В чем же причина таких разительных перемен? Как заинтересовать детей чтением, научить их понимать прочитанное, научить вживаться в текст, вникать в него? Наверное, нет ни одного учителя-словесника, который ни пытался бы найти ответы на эти вопросы и даже решить их.
Казалось бы, все способствует решению этих проблем: и задания единого государственного экзамена, и новые образовательные стандарты, и система предметной внеурочной деятельности, и всевозможные творческие конкурсы для учеников. Только учись, участвуй и развивайся. Но все это срабатывает лишь на отдельных детей. Большинство же остается «за бортом».

Почему? Наверное, во многом и потому, что сегодня не модно быть грамотным и культурным. Модно быть деловым, богатым и гламурным, то есть «крутым». Этот образ насильно насаждается нашим детям с экранов TV и страниц глянцевых журналов. А мы, школьные учителя, сообща с библиотечными работниками, пытаемся вернуть детей в мир «прекрасного, доброго, вечного». И хорошо, если нашими союзниками являются семьи, где еще читают и обсуждают хорошие книги, где на первом месте живое, доброе слово, а не телевизор и компьютер.
Наверное, пришло время нам всем понять, что как бы ни были востребованы сегодня компьютерные технологии, без чтения классической литературы, без звучания образцового литературного слова, без сохранения «великого и могучего» русского языка каждым из нас, невозможно говорить о достаточно высоком уровне развития нашего общества.

Хочется верить, что все эти волнующие учителей-словесников проблемы будут услышаны обществом, ведь касаются они каждого. Хочется верить и в то, что наши чиновники от образования не уберут из школьной программы старшеклассников пока еще обязательные три часа русской литературы и один час русского языка. Хочется верить в здравый смысл и силу нашего языка, о котором И.С. Тургенев сказал так актуальные сегодня слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Т. МАРТЫНЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №18

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области
Более 11 тысяч пациентов «Поездов здоровья» получили направления на дополнительные обследования или госпитализацию в этом году
Льготные займы на сумму более 35 млн рублей получили нижегородские компании на приобретение оборудования от «ГосМФО»
Нижегородские волонтеры смогут принять участие в творческом конкурсе проекта «Формирование комфортной городской среды»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна