ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

19:02 14.01.2013| Эксклюзив | Версия для печати

О.В. Карпычев: «ПТУ хорошую закалочку дает!»

Директор Балахнинского технического техникума рассказал о настоящем и будущем профессионального образования в нашем районе и России.

С момента образования Балахнинского технического техникума прошло два года. Директором БТТ, объединившего в 2010 году профессиональное училище №22, лицей №32 и ПТ ЦБП №7, был назначен Олег Владимирович Карпычев. Он занимает эту должность и сегодня.



- Олег Владимирович, расскажите о том, какое образование дает Балахнинский техникум?
- У нас сейчас обучаются 422 человека, половина из которых получают среднее специальное профессиональное образование (СПО). Другая половина - начальное профессиональное образование (НПО), или, проще говоря, рабочую профессию.
С 1 января приставки «начальное» уже нет, соответствующий закон 18 декабря был одобрен Государственной Думой.

- Почему это было сделано?
- Это связано с тем, что с нового года больше не будет ПТУ, вместо них будут только техникумы. То есть то, что произошло в Балахне, будет везде. Хочу отметить, что, несмотря на структурные изменения и смену названия, мы сохранили все профессии, которые существовали до объединения, плюс открыли новые по СПО, это строительство и эксплуатация зданий и сооружений, информационные системы и технология продукции общественного питания.

- Обучаете ли вы на коммерческой основе?
- На сегодняшний момент мы обучаем только бесплатно. Но также мы занимаемся переподготовкой незанятого населения и проводим курсы повышения квалификации. Для этого мы сотрудничаем с центром занятости Балахнинского района. Вот уже три года мы выигрываем на это конкурсы.

- Вы имеете в виду курсы парикмахеров и продавцов?
- Да, еще мы обучаем профессиям электрогазосварщика, маляра, также пользователей программы «1С: Предприятие» и других. В зависимости от профессии, курсы длятся от одного месяца до четырех. Занятия в группах начинаются по мере их комплектации. По их окончанию учащиеся получают удостоверение о присвоении рабочего разряда.

- Кто приходит на подобные курсы?
- Те, кто уже давно закончил школу, техникум или ПТУ, но хочет получить еще одну специальность или повысить свой разряд вплоть до пятого или шестого, в зависимости от профессии. То есть, если человек направлен службой занятости, за него платит она, но также мы сотрудничаем и с организациями.

- Как проходит набор учебных групп?
- Он зависит от выпуска. Обычно мы набираем столько же, сколько и выпускаем. Ежегодно это примерно 125 человек. Но у нас есть специальность, по которой в прошлом году набор не удался. Дело в том, что нашим базовым предприятием является ОАО «Волга». И наша комиссия в министерстве образования попросила набрать группу по направлению «Технология комплексной переработки древесины». На то, что нам не удалось набрать группу, есть объективные причины. Молодежь понимает, что, получив эту специальность, можно работать только там, где есть бумажный комбинат. А таких крупных предприятий в стране не так много, около двадцати. В Балахне с такой специальностью можно работать только в ОАО «Волга» или ОАО «Полиграфкартон». Есть еще одно предприятие, но оно совсем небольшое, называется «Экологические технологии». Здесь делают гофрированную бумагу. У них есть итальянская машина, по типу комбинатской бумажной машины №8. На предприятии работает примерно пятьдесят человек.

- Какие сроки обучения по профессиям в вашем техникуме?
- По новым образовательным стандартам профессиональное обучение займет 2 года 5 месяцев. На технических специальностях техникума будут обучаться 3 года и 10 месяцев. На экономических - 2 года 10 месяцев.



- С какими предприятиями есть договоренности по подготовке кадров?
- Всего таких 104. Среди самых крупных, кроме бумажного и картонного комбинатов, это «ЭнергоСервис» и Правдинский радиозавод, а также детские сады и школы. Но больше всего договоров, конечно, с индивидуальными предпринимателями, в основном с владельцами кафе.
Все идет к тому, что в ближайшее время появится партнерский совет, куда будут входить самые крупные предприятия. Недавно, например, прошло совещание по компании «Леони Заволжье», учредителем которой является французская компания. Там производят изоляцию электропроводки для иномарок, резиновые жгуты. Современное оборудование, бешеная нехватка кадров - более 100 человек. Условия труда – на высшем уровне. У нас в Балахне такие условия, где чистота и порядок, созданы на «Биаксплене». Но, к сожалению, таких специалистов мы не готовим. И это только единичный пример несоответствия нашего предложения спросу.

- что будет представлять собой этот партнерский совет?
- Его основная функция - координировать работу предприятий и образовательных учреждений Балахны, Заволжья и Городца. Заказчиков в нем будут представлять начальники кадровых служб предприятий.

- В связи с этим планируете ли вы открытие новых специальностей?
- Новые направления появляются, если на них есть заказ. Если да, то мы начинаем оговаривать условия с заказчиком. Например, сейчас идут переговоры с нашим радиозаводом. У него большая нехватка профессионалов станочного профиля. Но обучить таких специалистов мы можем, если только нам предоставят станочную базу. А это должен сделать сам завод.

- А как завод может отдать оборудование студентам, если он должен заниматься производством?
- Вот это - больной вопрос. Можно, например, первую смену отправить в третью. Это решение должно приниматься руководителем предприятия. На самом деле, они сами учат токарей по договору. Но если такой работник уходит, то, скорее всего, его возьмет только частник.

- Выходит, что работник сам себя привязывает к одному рабочему месту.
- Да, но ему за это платят. Пока идет обучение он как ученик токаря получает стипендию порядка 6,5 тысячи рублей. Потом ему присуждается разряд, и он обязуется проработать на предприятии два-три года.

- Кто те люди, которые идут учиться на заводы?
- Это не молодежь. Это люди с профессией. Они просто идут на рабочее место.

- Получается, что если у тебя есть техническая специальность, то можно попробовать устроиться таким образом. а зачем в таком случае нужен техникум? Что он может дать?
- Теоретическую базу. На «Волге» было время, когда руководили немцы. Они сказали, что будут учить сами, прямо на производстве, и от наших услуг отказались. То есть они человека ставят за станок бумагу резать, а потом давай его по машине двигать, и он у них становится замечательным машинистом. Но потом они сами к нам пришли и сделали заявку. Почему? Потому что без теории бесполезно! А от нас рабочие приходят подкованные теоретически. Пусть они руками что-то еще не умеют, но научатся. В области мы единственные, кто готовит специалистов по обработке древесины.



- Кроме ПРЗ, есть ли какие-то заводы поблизости от Балахны, которые также берут работников на обучение?
- Может, есть, но я не знаю. Так же, как и ПРЗ, на оборонную промышленность работает «Нижегородский машиностроительный завод» в Сормово. Он входит в концерн «Алмаз-Антей», объединяющий все заводы, работающие в этой отрасли. В настоящее время в машиностроительный завод делаются значительные денежные вложения, там создаются новые цеха. У них сейчас такая потребность кадров, что близлежащие техникумы не успевают им готовить рабочих. Мы, по просьбе руководства завода, отправляли туда десять сварщиков для прохождения производственной практики, причем с оплатой труда. Эти ребята еще учатся, двое из них захотели остаться на предприятии и пойдут на завод работать.

- Насколько сейчас оплачиваемы технические специальности?
- Давайте продолжим со сварщиками. Через монтажное управление в Дзержинске молодому парню-выпускнику по этой специальности предлагают зарплату 35 тысяч рублей. Но это работа по вахтенному методу. То есть человек работает не в Дзержинске, а на предприятиях, которые могут находиться где угодно в России: две недели - там, две недели - дома. Вообще, мы сварщиков всех устраиваем сами. У нас заключены договоры на места, где их уже ждут. За последние три года из наших выпускников в центре занятости на учете стояли всего четыре человека. Я видел их фамилии и могу точно сказать, что они все работают, но неофициально. Также быстро разбирают не только сварщиков, но и парикмахеров, и поваров.

- Олег Владимирович, расскажите о преподавательском составе техникума?
- У нас работают 37 преподавателей. Все - с высшей и первой категорией. Сами выучились по профилю преподаваемой специальности. Среди них практически нет педагогов по образованию. Навык преподавания они получают на курсах повышения квалификации, которые проходят раз в пять лет. Педагогическое образование есть только у математиков. Также у нас работают двенадцать мастеров, которые ведут практику.

- Почему дети решают идти к вам после окончания девятого класса? Они делают это осознанно?
- Думаю, что большинство – нет. Когда мы проводили анкетирование, в основном ребята отвечали, что пошли в техникум, потому что здесь учатся их друзья или послушали совета родителей. Очень малая часть молодежи идет за профессиональным образованием осознанно.

- А может ли ребенок в процессе обучения передумать и пойти в другое учебное заведение?
- Сложный вопрос. Для этого и существуют преподаватели-мастера производственного обучения, чтобы заинтересовать детей.

- Что, на ваш взгляд, может уменьшить дефицит специалистов технических специальностей?
- Мое мнение, что предприятия у нас еще очень зажаты. Если бы я был директором завода и мне были бы нужны токари, я бы вышел на руководителя учебного заведения, которое может предоставить теоретическую базу, и выплачивал учащемуся именную ежемесячную стипендию. Чего таить? У нас сейчас очень много детей из семей, которые находятся в затруднительном финансовом положении. И если бы таким ребятам давали две – три тысячи рублей, то, думаю, какие-то мальчишки пошли бы.
Но есть еще одна проблема. Дело в том, что типовой договор о работе на предприятии по окончании обучения не дает отсрочки от армии.
Поэтому предприятия вынуждены заказывать специалистов «с запасом»: больше, чем нужно. По ходу обучения мы направляем ученика на практику на заводы-заказчики: по НПО – два раза в неделю, по СПО – на месяц. К нему присматриваются и могут предложить трудоустройство, обещают взять после службы в армии. То есть у них есть возможность посмотреть на ребят и увидеть, от кого будет толк, а от кого нет. Я сам окончил ПТУ №7. Тогда был закон, что перед тем, как парень уходил в армию, он должен был год поработать на заводе и закрепить навык, и только после этого его забирали служить с сохранением за ним рабочего места.
По образованию я слесарь механосборочных работ, и, когда я вернулся из армии, меня звали в бригаду. Но директор ПТУ взял меня физруком к себе, при условии, что летом я поступлю в педагогический институт. Я окончил институт по профилю инженера-педагога и семь лет проработал физруком.

- Как вам удавалось совмещать учебу и работу?
- Я учился на заочном отделении. Но там спуску никто не давал. Пять лет мы работали от и до, до третьего курса учили высшую математику. У нас говорили так: если высшую математику сдал, можешь жениться или замуж выходить. Если термех сдал - можешь ребенка рожать. Когда я закончил вести уроки физической культуры, то четыре года проработал заместителем по производственному обучению и потом стал директором ПТУ.
Я вам скажу, что ПТУ хорошую закалочку-то дает! Если брать время, что я учился и потом работал, то в этой системе я получается аж 30 лет! Меня супруга так и называет: «ПТУш-ник», а я этим горжусь!

- Вы сейчас преподаете?
- Нет. Первые два года работы заместителем я преподавал техническую механику. Потом был консультантом на дипломных работах. Раньше было проще: есть план-конспект урока, все напечатано. Сейчас преподаватели многое делают самостоятельно. Я вижу, как они «пашут», поэтому как-то даже и не хочется, просто не хватит времени.

- Спасибо за интервью.

Беседовал М. ШТЕЙМАН
На снимках: на занятиях в Балахнинском техникуме; О.В. Карпычев.
Фото Р. ПУЧКОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»
Нижегородские компании приглашаются на бесплатное обучение по работе с маркировкой разных групп товаров
В Нижегородской области проходит фольклорная экспедиция
Около 10 тысяч консультаций оказал центр «Мой бизнес» Нижегородской области и его филиалы за первый квартал 2024 года

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна