Общеизвестно, что глаза – это зеркало души. Именно в них ярко отражаются гнев, испуг, растерянность, недоумение, радость и, конечно, доброта, которая неразрывно связана с улыбкой. Улыбающийся человек вызывает взаимное расположение.
Не зря в детской песенке поется, что с небольшого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки. В Грузии есть пословица, что человек человеку – радость, а человек с улыбкой – это лекарство. У всех народов считается, что улыбка – это начало дружбы и добрых дел. Многим жителям нашего города, в том числе и мне, довелось побывать за границей и посмотреть на заморское житье-бытье.
Все познается в сравнении, что-то там лучше, а что-то хуже, но вот с улыбкой у иностранцев дело обстоит иначе. Необходимо подчеркнуть большое значение этого фактора в делах торговых. С этим приходится встречаться людям ежедневно.
Например, в магазинах и лавочках Алжира и Сирии встречают с приветственной улыбкой, простой и доброй. В Германии, Франции, Финляндии - с явным расположением, приветствием, не забывая об улыбке. Продавцы рады покупателю и стараются не отпустить его с пустыми руками, обязуясь завтра доставить товар, которого не оказалось сегодня, вручив для дружбы, кроме улыбки, небольшой сувенир. В странах Юго-Восточной Азии, в Корее, Китае не удастся уйти из магазина без маленькой покупки, хотя бы этим отблагодарив за добрую улыбку и почтенные поклоны.
Как поется в песне «Я вам не скажу за всю Одессу…», а вот за Балахну могу сказать. Сказать не огульно за весь большой торговый механизм наших дней, но за добрую половину утверждаю. Не встречают нас в магазинах с добрым расположением и улыбкой. Нередко видим равнодушие, настороженный взгляд и безразличие. Купил, не купил, не их дело. Шагай дальше. Иногда видишь раздражение за докучающие вопросы, желание что-либо купить отпадает и хочется скорее покинуть это заведение, обходя в дальнейшем его стороной. Теряют от этого и предприниматель, и продавец. Но вот так бывает только у нас. А как у других?
В Германии в торговых секциях установлены видеокамеры, фиксирующие поведение продавцов при общении с покупателями. Знакомый бизнесмен из Польши рассказывал, что еженедельно по понедельникам проводит методические занятия и инструктаж с продавцами, увольняя замкнутых и угрюмых. Улыбка и радушное приветствие покупателя у них на первом месте. Именно это дает им четвертую часть дневной прибыли.
Желательно подобное увидеть и в Балахне. Но, очевидно, порадует нас это не скоро. Закомплексованы на чем-то личном наши продавцы. А досужий покупатель мешает, отвлекает и даже раздражает. Какие тут улыбки? Не до этого. Своих проблем и забот полон рот. Возможно, когда-то и Балахна выйдет на европейский цивилизованный уровень, если купцы-предприниматели возьмутся за обучение своих реализаторов. Ведь торговля – это тоже большая наука. Уютнее и светлее будет и в наших магазинах, если продавцы станут улыбаться покупателям. Тогда и доход у купца будет круче, и к продавцам лицом повернется госпожа Удача. Удачи тебе, торговая Балахна!