Детским оздоровительным лагерям «Рабочая Балахна» постоянно уделяет внимание. Да и как иначе – лето, каникулы, отдых… Во всех публикациях рассказывается о веселых и интересных мероприятиях, о воспитательной работе. А вот такой бытовой и прозаический вопрос, как организация питания детей, остался в стороне. Между тем, никому не надо объяснять, насколько важно полноценное питание для детского здоровья. По просьбе наших читателей, родителей школьников, сегодня мы расскажем об организации питания детей в пришкольных оздоровительных лагерях. На вопросы «РБ» отвечает один из исполнителей услуг и поставщиков пищевых продуктов в ДОЛ Григорий Зольевич Штейман.
- Лагеря каких школ вы обслуживали? Вы поставляли готовые завтраки-обеды или же продукты, из которых варили супы и каши сами школьные повара? - Мы обслуживали все детские оздоровительные лагеря города, за исключением школы №3. Это лагеря школ №4, 6, 9, 11, 12, 14, коррекционной школы-интерната восьмого вида. В две школы, где имеются буфеты-раздатки, - №9 и коррекционную восьмого вида - привозили готовое горячее питание в термосах. Остальные готовили сами из привезенных нами продуктов.
- Расскажите о меню. Как оно разрабатывалось? Какие продукты получали дети? - Меню было общим для всех детских оздоровительных лагерей. Оно согласовывалось со школами, как с заказчиком, разрабатывалось согласно нормативам с директорами и специалистами Роспотребнадзора. Учитывались калорийность продуктов, содержание белков, жиров и витаминов. Соль использовалась йодированная, мясо – свежая охлажденная говядина, куры – тоже охлажденные. Мы не используем замороженное импортное мясо.
Каждый день в меню были овощи, фрукты. В обед детям предлагали овощные салаты, на полдник у них были фрукты и соки. Хочу особо отметить, что мы стараемся по максимуму закупать качественные, хорошо зарекомендовавшие себя местные балахнинские продукты. Молочная продукция - из ООО «Исток», хлеб – балахнинский и рыловский. В дальнейшем, возможно, и мясо будем покупать в «Истоке». На все продукты имеются сертификаты, кроме того, на мясную и молочную продукцию – ветеринарные справки. Санитарный контроль осуществляет Роспотребнадзор.
- Как часто вы завозили продукты в школы? - Охлажденные – каждый день или на два дня, сухие, например крупы, – на 3-5 дней. Конечно, старались уменьшить транспортные расходы, и лишние рейсы ни к чему, но в то же время не стоит делать большие запасы и создавать избыток продуктов.
- Похоже, организация питания детей – дело хлопотное, сложное и очень ответственное. Ну а детям нравилось то, что они видели в своих тарелках? - Мы старались, чтобы нравилось. Иногда по согласованию с Роспотребнадзором даже меняли блюда в меню. Например, мы заметили, что многие дети неохотно едят рыбу, а рыбные котлеты им нравятся. Это блюдо дороже, однако мы решили заменить рыбу котлетами, лишь бы дети ели и были довольны. Или манную кашу многие не любят, и мы заменяли ее кашей «дружба», от которой ребята не отказываются.
- Вы так хорошо знаете их предпочтения. Специально отслеживали? - Ежедневно я бывал в каждой школе от одного до трех раз. В числе прочих вопросов интересовался и этим.
- Вы контролировали приготовление блюд из доставленных вами продуктов? - За качество питания отвечают директор школы и начальник детского оздоровительного лагеря. При закладке продуктов присутствуют зав. производством и школьный медик, они следят, чтобы повар положил в котел все, что должен положить. Наша задача как исполнителя услуг – организация питания, поставка продуктов, обеспечение школьных столовых кадрами, оборудованием, посудой и так далее. В каждой школьной столовой для детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, трудились 5-6 работников – это повара и посудомойки. В основном, у всех большой опыт работы. Все имеют личные медицинские книжки, прошли необходимый медицинский осмотр. Повара обеспечены новой спецодеждой.
- В каких условиях они трудятся и готовят пищу для детей? - Во все школы, где мы являемся исполнителем услуг, мы завезли новое оборудование, новую посуду и инвентарь. Никаких старых тарелок с трещинами вы не найдете, мы обеспечили школьные столовые такими, как в ресторане – современными, белыми. Хорошая посуда - это дело престижа. Приобрели новые котлы из нержавейки и сушилки. Все столовые полностью обеспечены дезинфицирующими и моющими средствами, экономить на этом нельзя.
- Сколько раз кормили детей в лагере? Вероятно, стоило такое полноценное, сбалансированное и качественное питание недешево? - Во всех детских оздоровительных лагерях было организовано трехразовое питание детей. Старших школьников из трудовых бригад кормили обедом. Что касается оплаты – это областные бюджетные деньги, муниципальные и немного доплачивали родители.
Л. ЧИСТЯКОВА Фото Р. ПУЧКОВА На снимке: Г.З. Штейман.
Дать свой комментарий по организации питания в детских оздоровительных лагерях мы попросили руководство территориального отдела Роспотребнадзора. Вот какой ответ мы получили от зам. начальника отдела Е.М. МЕЛЬНИКОВОЙ: - В период летних каникул в Балахнинском районе на базе общеобразовательных учреждений в первую смену функционировало 20, во вторую - 13 детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) с дневным пребыванием детей. Все лагеря открывались только после выдачи разрешения о соответствии их санитарным правилам. Проверялись примерные меню и пищевая ценность блюд, проводились проверки личных медицинских книжек сотрудников, а также рассматривались списки поставщиков пищевых продуктов. В ходе плановых проверок проводился лабораторный контроль приготавливаемых блюд с целью определения пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, калорийности), подтверждения безопасности и соответствия гигиеническим требованиям. Случаев заболеваний, связанных с пищевым фактором, среди детей в ДОЛ с дневным пребыванием не зарегистрировано.