ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:44 13.04.2012| Православие | Версия для печати

Под божественную защиту

История и значение крестных ходов

Традиция проведения крестных ходов появилась в первые века христианства. Выделилось несколько традиций их совершения. Иерусалимская традиция представляла собой народное шествие в дни церковных праздников, возглавляемое епископом с Евангелием, и чтение Евангелия на остановках хода, совершавшееся первоначально на местах евангельских событий. Ранневизантийская традиция – шествия с покаянием по случаю угрозы бедствий и народные моления помощи Божией, то есть преображение в крестные ходы оградительных народных обрядов. Успешное противостояние землетрясениям, эпидемиям и ересям в Константинополе – результат крестных ходов с крестом Христовым. Крест был введен в богослужение хода Святителем Иоанном Златоустом около 400 года, чтобы горожане отличали крестный ход от еретических шествий ариан.



С конца X века крестные ходы стали совершать на Руси в городах вместе со священнослужителями князья и княжеские дружины. Крестный ход на Руси – любимый и необходимый обычай. Необходимость вымаливать у Бога трудный урожай, здоровье свое и домашнего скота за несколько последующих веков привели к тому, что крестные ходы повсеместно заменили народные оградительные обряды, причем крест стал символом Божиего ограждения, как видно из молитвы: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла». Пришедшая на Русь с середины XIV века эпидемия чумы была преодолена благодаря крестным ходам с чудотворными иконами. Псковская летопись поясняла, что Бог посылает временные беды, чтобы люди, через покаяние, проявленное соборной молитвой в крестных ходах, избавились бы от вечных мук. Нравственный смысл крестного хода заключается в соборном испрошении прощения у Господа, в возвращении под Божественную защиту, которой народ лишается за грехи. Залогом покровительства Господа, Богородицы и святых, символом единения с Небесной Церковью, выступает святыня хода.

Перед ней на остановке хода поется молебен. Царь Алексей Михайлович, вступая в войну с Польшей за освобождение Украины в середине XVII века, повелел каждое воскресение после литургии совершать крестный ход вокруг городской крепости во всех городах России. Ограждение от вражеских нашествий и победа над противником стала прямым следствием народных молитв.

В XVII – XIX вв. от эпидемий чумы и холеры во многих губерниях ограждались крестными ходами с чудотворными иконами. Благодаря миссионерским крестным ходам огромные просторы Сибири и Дальнего Востока были приобщены к православию и стали надежной опорой государства. С конца XX века во многих местах нашей измученной Родины стали проводить крестные ходы в честь царственных мучеников, а также новомучеников и исповедников российских. В нашей Балахне также издавна существовала традиция проведения крестных ходов. Проводились они не только на Пасху. В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы). В 1654 году она проникла и в Балахну. Жители города 10 октября принесли из нижегородского Печерского монастыря список с чудотворного образа Печерской иконы Божией Матери, обнесли им Балахну, и язва прекратилась. В воспоминание этого в последующие века ежегодно балахнинцы со священнослужителями обносили Печерскую икону Богородицы с крестным ходом – 8 октября вокруг всей Балахны, а 10 октября – по периметру сохранившегося городского вала. К сожалению, в XX веке эта традиция по известным причинам оказалась утраченной. Но ее можно восстановить, если балахнинцы проявят желание.

Крестный ход в Пасхальную ночь

Крестный ход, совершаемый в Пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свеченосцы, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения.

Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом в левой руке. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его»; «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»; «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»; «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе». Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Подготовил А. ВИХАРЕВ

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Свалки в Первомайске и Богородске исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
Региональный центр «Мой бизнес» объявил старт приема заявок на премию для самозанятых «Займись делом!»
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна