ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

19:07 12.12.2011| Православие | Версия для печати

Зосимова пустынь

Издавна повелось на Руси в трудные минуты за советом и духовной поддержкой обращаться к старцам. Множество старцев-подвижников, прославившихся своей святостью, мудростью и чудесами, обустроивших сотни русских монастырей, воспитала Троице-Сергиева Лавра.

Одним из них был старец Зосима, основавший в конце 17 века в двадцати верстах от Лавры мужскую обитель. Несмотря на неоднократные запустения, Зосимова пустынь возрождалась благодаря почитателям своего основателя. В нее стекались богомольцы со всей необъятной России. Не прекращается поток и сейчас. Вырваться из круговерти мелькающих дней, получить прилив сил – с таким настроением отправились вечером на автобусе балахнинцы к “Святому холму” на границе Московской и Владимирской областей, куда пришел инок Зосима свыше четырехсот лет назад.

Узнав, что накануне днем о путешествующих протоиереем Покровской церкви отцом Геннадием был отслужен молебен святому Николаю Чудотворцу, мы прочли молитву на сон грядущий, попросили поддержки в дороге у Ангелахранителя и приготовились слушать рассказ экскурсовода о Зосимовой пустыни и ее основателе. В поисках молитвенного уединения, желая уйти от суеты, окружавшей Троице-Сергиеву Лавру, инок Зосима с несколькими учениками пришел к окруженному лесом холму на берег речки Молохчи. Здесь была построена первая келья, вырыт святой колодец, сохранившийся до наших дней.

Путь в монастырь преграждает воинская часть. В предрассветном сумраке автобус подъехал к контрольно-пропускному пункту, из которого вышел часовой, чтобы проверить наши документы. Посмотрев паспорта, солдат ушел получать разрешение у командира части. Но, вопреки ожиданиям, “добро” мы не получили командира не нашли. В лесу слышались глухие выстрелы, вероятно, шли учения.

Постепенно светало, сумрак рассеялся, и перед нами предстала живописная местность. Туман стелился вдоль дороги, а проснувшееся солнце, разбегаясь лучами по верхушкам деревьев, пыталось разогнать плотную пелену. Время шло, в монастыре началась утренняя служба, а мы все стояли перед воротами части.

И тут кто-то предложил прочесть молитву. Паломники вернулись в автобус и стали молиться Царице Небесной. Вдруг от КПП вышел солдат и открыл нам путь. Мы вскоре подъехали к монастырской стене из красного кирпича с четырьмя угловыми башнями. Внутри шла исповедь, пел мужской хор. Подав записки и поставив свечи, все присоединились к немногочисленным прихожанам. Поздравив получивших причастие, мы окружили отца Аристоклия, согласившегося познакомить нас с историей монастыря. В его рассказе прозвучали удивительные факты.

Хотя вокруг обители поредел лес и появились постройки, до сих пор она зовется пустынью, как и во времена первых насельников, живших вдали от мирян среди густой чащобы. Сохранившийся колодец требует много работы по восстановлению, но все же верующие продолжают в нем купаться. В монастыре знают много случаев исцеления этой святой водой. Преподобный Зосима пришел в пустынь со Смоленской иконой Божией Матери. В честь образа Пресвятой Богородицы и своего основателя пустынь называется Свято-Смоленской Зосимовой пустынью.

Зосима решается на подвиг затворничества, но Господь не желает, чтобы его дар старчества оставался в безвестности, и к преподобному начинается паломничество. К нему – прозорливцу и наставнику - идут и простые люди, и сановные сначала из ближайших окрестностей, а потом из Москвы. Духовной дочерью старца становится царевна Наталья - сестра царя Петра I, жившая в Александровской слободе.

Чудесным было успение Зосимы. Его не хоронили до приезда Натальи, которая очень хотела проститься с духовным отцом. Тело две недели лежало в часовне на жаре, но осталось нетленным. При этом ощущалось благоухание и наблюдалось мироточение.
И сейчас во время братского молебна возле раки с мощами преподобного Зосимы в шесть часов утра монахи замечают капли благовония на стекле над его главой. Когда в 1994г. меняли схиму преподобного, от нее исходило благоухание. Оно сохраняется и в настоящее время, наполняя ароматом помещение, в котором хранится.

Со смертью основателя пустыни монашеская жизнь затихает, братия рассеивается. Но благодаря почитателям старца на его могиле периодически служились панихиды, и люди получали помощь. Монастырь окружали земли Ульяниной пустоши, хозяйкой которых в 50-х годах 19 века была лютеранка, баронесса Генриетта Неттель. Монахи просили продать им территорию, но баронесса отказалась. Вскоре у нее умерла любимая дочь, баронесса восприняла это событие как Божью кару и через три года подарила земли обители.

Монастырь имел обширное хозяйство: сенокосные угодья, большой огород, скотный двор, фруктовый сад, пасеку на 200 ульев, кирпичный завод. Из местного кирпича над могилой старца Зосимы был построен собор во имя Смоленской иконы Божией Матери, и монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью. Обитель обнесли кирпичной стеной. Рядом с собором построили трапезную с церковью во имя преподобного Сергия. Святой колодец остался за западной стеной около речки. Над Святыми воротами была сооружена церковь в честь Всех святых. В 1897г. в пустынь был назначен первый и, как оказалось, последний дореволюционный настоятель – игумен Герман, знаменитый старец, устроитель Зосимовской школы старчества. Он активно взялся за дело, вел обширное строительство.

Среди духовных чад старца были святая преподобномученица Елизавета Федоровна, ректор Московской духовной академии архимандрит Антоний Храповицкий, впоследствии митрополит, а также архимандрит Чудова монастыря Арсений Жадановский, впоследствии епископ Серпуховский, и другие.
В годы тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви знаменитым “утешителем” России стал великий старец Зосимовой пустыни, ученик Германа иеросхимонах Алексий.

До пострига – протоиерей Успенского собора Московского Кремля - главного собора Русской Православной Церкви - Федор Соловьев. С малых лет он мечтал о монашестве. Приехав в Троице-Сергиеву Лавру, Алексий встретил там своего знакомого, посоветовавшего ехать в Зосимову пустынь. В это время шел поезд до станции Арсаки. Возле этой станции Алексий спросил незнакомца, как найти настоятеля Германа. Хотя это и был сам Герман, но скромность старца была столь велика, что он назвался сторожем и предложил повозку до пустыни. Так обитель приобрела старца Алексия. Духовное окормление у него получали члены императорского дома, сестры Марфо-Мариинской обители, высшие сановники государства, иерархи Церкви.

Алексия называют героем Собора 1917 года. В это время впервые после долгого перерыва был избран Патриарх. Авторитет старца был очень высок, именно ему было поручено вытаскивать жребий при избрании патриарха.
Жребий указал на святителя Тихона. Старчеством малая Зосимова пустынь напоминала Оптинскую. Ее так и называли - “Северная Оптина”. За полвека с 1875г., когда после длительного запустения состоялась первая литургия, и до разгрома монастыря пустынь взрастила семь святых. У зосимовских исповедников побывали святитель Тихон, священник Павел Флоренский, меценат Третьяков, философ С.Н. Булгаков, писатель Иван Шмелев.

Откуда настоятель отец Герман черпал силы? В детстве, живя в Звенигороде напротив Саввино-Сторожевского монастыря, он подвизался у его старцев. В юности стал учеником старца Александра Стрыгина в Гефсиманском скиту, что недалеко от Лавры. Из нее вышли многие подвижники, прошедшие школу афонских старцев. В 1923г. отец Герман почил, предсказав свою кончину и разгон обители. В том же году постройки монастыря разобрали, монахов преследовали. Возрождение обители началось в 1992г. Спустя два года, 26 июля преподобного Зосиму канонизировали как местночтимого святого.

В храме Смоленской иконы Божией Матери мы поклонились мощевику с частицами мощей 19 святых, чудотворной иконе Николая Чудотворца, иконе преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, иконам и ракам с мощами преподобных Зосимы, Алексия, Германа. Приложились к иконе Смоленской Божией Матери “Одигитрия”. Подлинник этой чудотворной иконы, принадлежавший, вероятно, самому старцу Зосиме, после Октябрьской революции хранится в Третьяковской галерее. В монастыре - точный список с нее.

К сожалению, нам не удалось послушать духовно-православный солдатский хор, существующий при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Такой хор – первый в России. Услышать его можно на воскресных и праздничных службах в монастыре, а мы были в субботу. Монахи пустыни отличаются гостеприимством, с радушием и вниманием встречают паломников. Несмотря на трудное материальное положение обители, нуждающейся в восстановлении, нас накормили вкусным обедом из самых простых продуктов. С душевным подъемом и благодарностью мы покидали святое место.

Н. ГОРБУНОВА
Фото И. СМИРНОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Свалки в Первомайске и Богородске исключены из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде
Региональный центр «Мой бизнес» объявил старт приема заявок на премию для самозанятых «Займись делом!»
Нижегородские предприятия приглашаются для участия в ежегодном региональном бизнес-форуме «Время экспорта»
Нижегородские модельные библиотеки стали победителями конкурса «Золотая полка»
Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна