ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

23:31 19.09.2011| Здоровье | Версия для печати

Здоровье школьников. Е.И. СУГАКОВА, начальник управления образования и молодежной политики

Детские сады должны быть доступными
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной.
В настоящее время в нашем районе функционирует 29 дошкольных образовательных учреждений, а также школа №3 реализует программы дошкольного образования. Всего в этих учреждениях воспитывается 3131 ребенок дошкольного возраста. Все детские сады аккредитованы, имеют лицензии на образовательную деятельность.
В детских садах, наряду с комплексными программами, действуют программы развивающей, коррекционной, физкультурно-оздоровительной направленности.
Коррекционная работа осуществляется на базе 15 групп компенсирующей направленности, их посещает 166 детей (в 2009г. - 133 ребенка).
Главной проблемой, которая остается очень острой в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста, является отсутствие возможности удовлетворить потребность родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях района получают реабилитационные услуги 15 детей-инвалидов, из них 13 - в общеразвивающих группах, 2 – в группах компенсирующей направленности. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основой организации питания детей в детских садах является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. Каждое дошкольное учреждение имеет десятидневное перспективное меню, утверждённое Роспотребнадзором.

Малыши соревнуются
Для реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности в детских садах, кроме физкультурных залов, имеются физкультурные и спортивные площадки на участках и уголки здоровья в групповых помещениях. С целью всестороннего развития воспитанников детские сады принимают участие в районных и областных конкурсах.
Стало традицией ежегодно проводить городскую спартакиаду дошкольников. Спортивный праздник “Спортландия” прошел массово, организованно. Заинтересованное участие в нем приняли все дошкольные учреждения, а победителями стали команды детских садов №17 – 1 место, №37 - 2 место, №42– 3 место. В спортивных соревнованиях среди молодых семей, посвященных Дню молодёжи России, приняли участие и победили две семьи воспитанников детского сада №16.
Команда воспитанников детского сада №17 заняла почётное 5 место среди команд детских садов северных районов Нижегородской области в спортивном фестивале “Малышиада”, проходившем в г. Семенов. Для участия в конкурсе “Чудо – чадо” музыкальные работники детских садов №2, 6, 7, 8, 13 и многих других, а также школы №3 подготовили талантливых воспитанников. Ежегодно в детских садах проводится празднование Всемирного дня охраны окружающей среды, организуемое по инициативе Комитета экологии и природопользования Законодательного собрания Нижегородской области. В 2011 году этот день проведен с использованием интересных разнообразных форм работы. Всего в мероприятиях участвовало 1326 воспитанников, 143 работника дошкольных учреждений, 99 родителей и 30 социальных партнеров.
Коллективы детских садов №21 и №24 заняли 2 место в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольных учреждений Нижегородской области в номинации “Лучшее дошкольное учреждение по обучению правилам дорожного движения”.
В настоящее время в детских садах стоит острая необходимость в предоставлении мест детям раннего дошкольного возраста. С этой целью район участвует в областной целевой программе “Увеличение мест в детских учреждениях за счет пустующих
помещений”. В рамках этой программы будут открыты семь групп на 140 мест. На условиях софинансирования с областью на ремонт групп потрачено около 3,5 млн. руб., где доля района составила 690 тыс. руб. Несмотря на высокую потребность в предоставлении услуги по дошкольному образованию, посещаемость детей за 2010/2011 учебный год составила в среднем по району – 70,7%. Наименьший процент посещаемости в детских садах №6, 20, 19.
Анализ заболеваемости детей показывает, что в прошлом учебном году всего по району зафиксировано случаев заболеваний дошкольников – 7908 (в 2009/2010 учебном году - 8049).
Показатель по заболеваемости выше среднего по району в детских садах №35, 26, 25, 45, 4, 24 и других. Этим учреждениям рекомендуется разработать целевую программу по охране и укреплению здоровья воспитанников.
Развитие дошкольного образования как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, станет одной из главных задач государства на 2011 – 2015 годы.
Несмотря на положительные результаты, есть проблемы, которые необходимо решать для обеспечения доступности дошкольного образования и повышения его качества. Основная проблема - наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения. Необходимо продолжить оборудование и благоустройство территорий дошкольных образовательных учреждений. Отмечается нехватка кадров педагогического и медицинского персонала.

Первый шаг в мир знаний
Одним из условий здоровья личности школьника является успешность в обучении. Начальная школа - важнейшее звено в системе школьного образования. На первый план все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей.
В решении этой задачи используются вариативные программы, на базе которых выстраивается весь образовательный процесс в начальной школе. В связи с введением новых федеральных стандартов, начальные классы будут заниматься по программам “Планета знаний”, “Гармония”, “Начальная школа 21 века”.
Есть главный критерий, по которому можно судить об эффективности системы образования – это увеличение числа обучающихся, их родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг и уверенных в том, что знания, которые дети получают, будут качественны. При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от федеральных стандартов, повышения качества учебной литературы, изменения формы выпускных экзаменов, сколько от создания условий для качественного образования.

Анализируем итоги
В 2010/2011 учебном году в общеобразовательных школах Балахнинского района обучалось 6679 учащихся, что на 33 человека больше, чем в предыдущем, 2009/2010 учебном году.
В связи с приведением норматива, число классов-комплектов по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось на 10 и составило 289 классов-комплектов. На конец 2011/2012 учебного года планируют продолжить обучение в 10-м классе 47% выпускников основной школы, остальные выпускники планируют поступать в техникумы, колледжи, училища. Из 664 выпускников 9-х классов образовательных учреждений получили аттестат об основном общем образовании 662 человека (99,7%).
18 выпускникам 9-х классов школ №3, 6, 11, 14, 18, Липовская были вручены аттестаты с отличием. В 2010 году таких выпускников в районе было 5. Не завершили основное общее образование и оставлены на повторный курс обучения двое учащихся вечерней школы. По итогам 2010/2011 учебного года получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 315 выпускников 11-х классов. Высокий процент медалистов отмечается в тех образовательных учреждениях, где работа с одаренными детьми ведется целенаправленно через индивидуальные занятия, консультации, факультативы, организацию исследовательской деятельности и другие формы.
В 2010/2011 учебном году девять выпускников награждены золотой медалью “За отличные успехи в учении” из школ №4, 10, 11, 14, Коневской и семь человек - серебряной медалью из школ №3, 6, 11, 12, 14.
В предыдущем 2009/2010 учебном году 25 выпускников из 284 окончили школы района с золотыми и серебряными медалями (8,8% от общего количества выпускников).
Не допущенных к итоговой аттестации среди выпускников 11 классов нет. В 2010/2011 учебном году был организован и проводился государственный выпускной экзамен для 13 выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество второгодников в общеобразовательных учреждениях Балахнинского района составило 8 человек, по итогам 2009/2010 учебного года было 13 второгодников. Имеют второгодников школы №4, 6, 9, 11, Липовская, вечерняя школа. Со справками из школы вышли 3 одиннадцатиклассника, что составляет 0,9% от общего числа выпускников.
Такие результаты заставляют серьезно думать о совершенствовании обучения школьников по основным предметам и подготовки их к ЕГЭ. Администрации общеобразовательных учреждений необходимо усилить контроль за организацией обучения школьников, особенно подросткового возраста.

Талант, творчество, здоровье
По итогам учебного года количество отличников школ района составило 126 человек (в предыдущем году - 93 человека).
Результаты предметных олимпиад, как результаты ЕГЭ и государственной итоговой аттестации, являются основными индикаторами результативности работы школ по качеству образования. В предметных олимпиадах 2010/2011 учебного года приняли участие 1073 учащихся района. Количество участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников увеличилось к уровню 2010 года на 30 человек. Лидерами в подготовке победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников являются школы: №6 им. К. Минина и №14 с углублённым изучением отдельных предметов.
Современное образование не сводится только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Учитель должен осознавать приоритет здоровья и шире использовать возможности своего предмета как для сохранения физического, так и психологического здоровья учащихся, активнее использовать личностно–ориентированные технологии на своих уроках. По данному направлению в 2010/2011 году в
районе проведены мастер-классы, на которых своим опытом работы поделились педагоги: О.Б. Каврижкина (шк. №6), Н.Т. Захарычева (шк. №4), Л.В. Маслова (шк. №11), Л.М. Бессонова (шк. №14), О.Ю. Комарова (шк. №14), Е.А. Сорвачева (шк. №17), Г.Ф. Трифонова (шк. №17) и другие.
За последние пять лет педагогами района разработаны десять программ элективных курсов, которые прошли экспертизу в Нижегородском методическом экспертном совете НИРО и получили статус авторских.

Учителя тоже учатся
Улучшения здоровья учащихся без заботы о здоровье учителя трудно достигнуть. Одно из направлений работы с кадрами - грамотность учителя в вопросах здоровья. Для решения этой проблемы в районе создан и успешно работает “Клуб психологической поддержки учителей”. Опытные психологи района во главе с руководителем клуба Н.В. Соболевой проводят психологические тренинги для учителей.
Стимулом роста профессионального мастерства педагогических работников является аттестация. Она способствует развитию активности педагогических работников, повышению адекватности самооценки педагогом своих результатов в профессиональной области, обобщению педагогических идей, методических разработок.
Всего в 2010/2011 учебном году было аттестовано 237 педагогических и руководящих работников (в 2009/2010 уч.г. - 202 чел.). На высшую категорию аттестовано 32 человека, из них 9 руководителей школ; на первую квалификационную категорию – 159 человек, из них 15 руководителей образовательных учреждений; на вторую квалификационную категорию – 46 педагогов.
Всего на 1 июня 2011 года в районе 83% педагогических работников (без руководителей) имеют квалификационную категорию, из них: высшую – 15 педагогов, первую – 53%, вторую – 15%. Эти показатели свидетельствуют о высоком уровне профессиональной компетентности педагогического сообщества, о творческом росте педагогов.
В 2010/2011 учебном году награждены званием “Почетный работник общего образования РФ” 4 человека, Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ - 8 человек, Почетными грамотами министерства образования Нижегородской области – 20 человек.

Путь к мастерству
Развитию учительского потенциала в районе способствовала работа 20 районных методических объединений, семи опорных школ, опорного методического центра, 18 мастер-классов, 13 проблемно-творческих групп, 11 областных и 19 районных опытно-экспериментальных площадок. Каждый педагог работал по своей образовательной траектории, имея свою тему самообразования.
Самые активные - более 200 педагогов - были привлечены к работе по проблемным, актуальным вопросам методической, инновационной деятельности. Повышение у педагогов интереса к конкурсам педагогического мастерства свидетельствует о том, что учителя относятся к своей работе неравнодушно, с творчеством. Опыт работы педагогов, реализующих инновационные проекты, является востребованным. При проведении методических семинаров, мастер-классов, различных конкурсов эти педагоги привлекаются в качестве экспертов или организаторов данных мероприятий.
Повышается профессиональный уровень, сформирована система непрерывного повышения квалификации кадров, увеличилось число учителей, участвующих в конкурсах педагогического мастерства как на муниципальном, так и на региональном и всероссийском уровнях.

Внедряем современные технологии
В рамках Президентской программы “Развитие единой информационной образовательной среды” во всех школах оборудованы и работают 14 компьютерных классов, 21 комплект “Интерактивная доска”.
Всего в школах 113 мультимедийных установок, 402 компьютера. Все школы подключены к сети Интернет, имеют электронный адрес. 82,2% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями.
Ежегодно увеличивается количество педагогов, которые проходят курсовую подготовку по овладению и использованию ИКТ.

Мир увлечений и досуг
Учебный процесс в учреждениях дополнительного образования детей организуется по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, спортивно-техническое, военно-патриотическое, туристско-краеведческое. Воспитывающая деятельность детских объединений дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Увеличение количества детей, занимающихся дополнительным образованием, происходит за счёт организации дополнительного образования в школах. В этом году на базе школ организовано 145 кружков, где занимаются 2087 учащихся.
Существенным элементом системы оздоровления учащихся является сеть лагерей района. В летний период 2011 года работало 29 лагерей с дневным пребыванием при образовательных школах, 5 - в других учреждениях, 2 загородных лагеря.
В летний период 2011 года организованными формами отдыха, оздоровления и занятости детей было охвачено 7496 человек, что составило 127%. В 2011г. для организации отдыха детей учреждения дополнительного образования использовали новые формы работы: семейный отряд, полевая экологическая школа и другие.

По материалам доклада на педагогической конференции 24 августа 2011г.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Франц Клинцевич отметил работу Глеба Никитина в реалиях СВО
Нижегородские школьники попробуют решить реальные проблемы производства на кейс-турнире фестиваля «ПрофПогружение»
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна