ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

23:29 29.08.2011| Православие | Версия для печати

Об истории храма Спаса Нерукотворного Образа г. Балахны

По архивным документам Госархива Нижегородской области в г. Балахне и “Церковной летописи Спасской церкви, составленной приходским священником в 1886г.” из фонда Центрального архива Нижегородской области.



Спасская церковь г. Балахны с пятиглавьем и шатровой колокольней, стоящая на одной из древних улиц города и хорошо видная с реки Волги, справедливо считается украшением Балахнинской земли. Ее стройная архитектура радует глаз, узорочье и разнообразие в деталях вызывает восхищение мастерством и выдумкой безвестных зодчих, которые возводили храм с большой любовью и неистощимой фантазией. Трудно себе представить, что в недавнем советском прошлом этой церкви грозило разрушение с целью получения кирпича и других материалов для “культурного” строительства.
Летопись Спасского храма начинается в XVII столетии, в период расцвета древней Балахны, когда в городе широко развивались разнообразные промыслы: солеварение, баржестроение, кружевоплетение, производство кирпича и изразцов, росла торговля, а численность жителей в два раза превышала количество проживавших в городе в начале XX века. Спасская церковь стоит близ берега Волги на возвышенном месте на улице Туполева (до 1963г. – улица Плесянка) возле улицы Кузнецкой, которая, по преданию, в начале XVII века до постройки каменного храма носила наименование Никитская по имени бывшей церкви Никиты великомученика (это название, как улицы, сохранялось еще в 1917г. за несколькими домами около самой церкви). Сама Спасская церковь, в память о ранее существовавшей церкви, долгое время носила в народе второе название - Никитская или Никитинская.
Рядом с церковью, по правую сторону, стояла другая, принадлежавшая ей церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, каменная с одной главою.
В церковной летописи Спасской церкви, составленной приходским священником Львом Константиновичем Беловым в 1886г., так описывается начало ее истории. В сотной грамоте 1620г. указано, что на Никитской улице была деревянная теплая церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с Введенским приделом. Холодная же церковь Св. великомученика Никиты, сожженная в 1610 году казаками (в период Смутного времени, до воцарения Романовых), еще не была возобновлена. В 1628г. была деревянная в два этажа церковь: в верхнем этаже холодная во имя Спаса Нерукотворного образа, а в нижнем – теплая во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Св. Никиты. Далее в летописи говорится: “Подле этой церкви прихожанин ее, гостиной сотни солепромышленник, Григорий Ефремов Добрынин, по благословению Святейшего Патриарха Московского и вся великия и малыя России Иоасафа 2-го, при державе Благочестивейшего Государя и великого князя Алексея Михайловича, построил нынешнюю каменную о пяти главах церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа, с трапезою без придела. Основание сей церкви положено 1668 года 8 сентября. Церковь эта была украшена Добрыниным лучше всех балахнинских церквей: в ней одной были резные и золоченные царские двери, серебряные сосуды, дорогие ризы, пояса с жемчугом и прочее.
Предание говорит, что Добрынин был погребен при устроенной им церкви. Вместо теплой Введенской церкви, деревянной, в 1681 году солепромышленник Лоушкин построил подле Спасской каменную церковь одноглавую во имя Введения во храм Божией Матери”.
Сама Спасская церковь сначала была с трапезной, без колокольни, с пятью главами, покрытыми “немецким” железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты “погорели все без остатку”. В 1702-1704 гг. проводились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами.



В 1886г. в Балахне было 14 церквей, из них одна деревянная, приходов – восемь (кладбищенская церковь, имевшая свой причт, – без прихода), в них один соборный протоиерей и 9 священников. Причт Спасской церкви издавна состоял из троих человек по штату: священника и двоих причетников, из которых один нередко бывал в сане диакона. С 1877г. по новому утверждению штатов положено быть при Спасском храме двоим служителям: священнику со званием настоятеля церкви и псаломщику. Документы сохранили имена следующих священников Спасской церкви: в 1768г., через столетие после основания храма, – Михаил Григорьев; с XVIII столетия до 1811г. – иерей Михаил Сергеев; 1811-1840 гг. – иерей Иоанн Михайлов, диакон – его сын Михаил; 1841г. (только 4 месяца) – иерей Петр Иванов; 1842-1869 гг. – иерей Александр Алексеевич Орловский; 1869-1874 гг. – иерей Иоанн Иосифович Красицкий. С 1874г. по 26 августа 1888г. состоял иереем Лев Константинович Белов, сын священника села Шеляухово Балахнинского уезда, окончивший Нижегородскую семинарию в 1870г., который составил летопись Спасской церкви; за пастырское служение был награжден в 1882г. скуфьею - головным убором. После его перевода по прошению в соборную церковь села Богородского Горбатовского уезда настоятелем Спасского храма стал его отец Константин Павлович Белов. С 1891г. священником Спасской церкви был Алексей Преображенский.
Спасская православная община имела два храма: холодная Спасская церковь и теплая Введенская. В 1879г. трапезная Спасской церкви сделана теплой, и во Введенской церкви, ввиду ее ветхости и сырости, богослужение прекратилось с 1874 года. Спасская церковь была разделена на холодную (иконостас в 5 ярусов) и теплую (иконостас в 2 яруса) церкви.
У Спасского храма существовали следующие традиционные праздничные богослужения. Ежегодно в августе, в храмовый праздник, в Спасскую церковь из Вознесенского собора издавна совершался крестный ход при участии всего городского духовенства.

С 1830г., по случаю свирепствовавшей в Балахне холеры, был установлен в Духов день после литургии ежегодный местный приходской крестный ход с иконами по Кузнецкой улице, во время которого совершался торжественный молебен с водосвятием и с акафистом Богородице, после чего кропилась святою водою вся улица. В 1830г. для избавления от холеры в город была принесена высоко чтимая, чудодейственная Федоровская икона Богоматери из Городецкого монастыря, после усердных молитв перед святыней страшная эпидемия прекратилась. В благодарственную память об этом святая икона ежегодно, сначала в первую субботу Петрова поста, а с 1880г. - с 15 по 29 июня, привозилась в Балахну, где с подобающей честью принималась в каждой городской церкви. Встречал святыню на берегу Волги причт Спасской церкви, в которой служился торжественный молебен, после чего крестным ходом икона уносилась в городской Вознесенский собор (разрушен, сейчас на месте его средняя школа №6).



Приход Спасского храма не был многочисленным – 200-300 человек, в основном жители близлежащих улиц. Среди них выделялись купцы Нестеровы, которым в 1886г. принадлежал единственный в приходе каменный дом, остальные – деревянные. Николай Иванович Нестеров был церковным старостой в 1864-1884 гг., а до этого с 1824г. Нестеровы исполняли обязанности старосты Спасской церкви в общей сложности 23 года. Н.И. Нестеров приобрел в 1866г. для храма вызолоченный серебряный сосуд для жертвоприношений, по величине и ценности лучший в городе. Прихожане в основном летом занимались отхожими промыслами, зимой - домашним ремеслом, имели огороды, домашних животных, хлеб и крупы покупали, так как традиционно хлебопашеством балахнинцы не занимались; некоторые держали кирпичное производство и торговали балахнинским кружевом на Нижегородской ярмарке. По отзывам приходского священника, “религиозность прихожан довольно развита, они набожны почти все, особенно женщины. В зимнее время храм Божий посещают исправно, а летом многие из прихожан отлучаются из домов за промыслами по Волге”.
Жизнь Спасского прихода текла своим чередом в трудах и молитвах, пока в 1917г. не свершилась революция и не утвердилась советская власть.
Одним из первых декретов новой власти был декрет об отделении церкви от государства, принятый 23 января 1918г., который провозглашал: “Никакие церковные и религиозные общества не имеют право владеть собственностью, не имеют право юридического лица”. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием, имущество переходило в непосредственное заведывание местных Советов.
Главной задачей Балахнинского уездного комиссариата по отделению церкви от государства, который начал функционировать с 15 августа 1918г. при Балахнинском уисполкоме, являлось проведение национализации церковного имущества и постановка на государственный учет религиозных обществ. В “Списке церквей, монастырей и религиозных общин, находящихся в Балахнинском уезде, имущество которых принято на учет Балахнинским уездным отделом по отделению церкви от государства и передано по соглашениям религиозным общинам” за февраль 1920 года среди 14 церквей города Балахны (включая Кубенцевскую) значится Никитская (имеется в виду Спасская) церковь. Соглашение о пользовании церковным имуществом с общиной “храма во имя Спаса Нерукотворенного образа” было заключено 18 декабря 1918г. В архивном фонде административного отдела Балахнинского райисполкома имеется дело по регистрации религиозного общества и учету имущества Спасской церкви за 1925-1926 гг., в котором имеется копия описи принадлежащего храму имущества, служащего специально для обрядово-богослужебных целей, за 1923 год (более ранних описей не сохранилось). В описи дается подробное описание убранства церкви. В списке членов Спасского православно-христианского общества за 1925г. значится 151 человек – жители улиц: Кузнецкой, Петровской, Колесной, К. Либкнехта, Р. Люксембург.
Во время сильного наводнения 1926г. храм и церковное имущество сильно пострадали, что сказалось на его дальнейшей судьбе. Спасская церковь, которая в документах называется Никитская или Никитинская, была закрыта 6 марта 1926г. После спада вешней воды необходимо было провести капитальный ремонт здания, восстановить или заменить церковное имущество, поломанное и подмоченное паводком. Верующие, которые тоже пострадали от наводнения, не взяли на себя ответственность за дальнейшую судьбу церкви ввиду их “бедственного состояния”, на приходское собрание не явились. Председатель церковного совета был вынужден подать заявление в горсовет 22 июня 1926г. о расторжении соглашения о пользовании храмом.
Вначале Спасская церковь была передана вновь созданному Балахнинскому научно-археологическому краеведческому обществу, которое предполагало использовать храм как церковь-музей. Но без помощи со стороны местных властей осуществить это не представлялось возможным, так как требовались значительные финансовые затраты. Председатель общества Виктор Николаевич Кириллов (именно он сохранил “Летопись Спасской церкви”), большой любитель старины, человек энергичный и целеустремленный, хотя не был специалистом и не имел историко-культурного образования, прилагал максимум усилий для собирания церковных и иных “древностей” и создания в г. Балахне краеведческого музея. Благодаря его стараниям на современной улице Дзержинского (тогда улица Никитинская) в здании Крестовоздвиженской (зимней) церкви, которая вместе с рядом стоящей Знаменской (летней) церковью была закрыта в одно время со Спасским храмом, в 1926г. разместился Балахнинский районный краеведческий музей, который был открыт для посещения к 10-й годовщине Октябрьской революции в 1927 году.

В мае 1928г. здание бывшей Никитинской (Спасской) церкви было передано райисполкому под биржу труда. Согласно акту от 27.06.1928г. иконостас из церкви частью был перевезен Балахнинским музеем, частью оставлен в церкви, его сохранность находилась в угрожающем состоянии ввиду неорганизованности перевоза. По акту от 28.07.1928г. имущество церкви, пришедшее в негодность, подлежало распиловке на дрова. В.Н. Кириллов с возмущением писал 31 июля 1928г. в административный отдел Балахнинского райисполкома, что без его ведома и составления соответствующего акта “около недели назад горкоммунотделом произведена перевозка вещей с паперти Никитинской церкви”, которые стоят на учете в музее, и теперь “две груды сломленного церковного инвентаря свалены на заднем дворе райисполкома” без всякой охраны, “имущество естественно растаскивается, что озлобляет чувство верующих”.
В истории Спасского храма 1929-1933 года были самыми драматичными и едва не привели к трагическому финалу – полному разрушению.
О том свидетельствуют документы Балахнинского госархива. В запросе в правление Нижегородского госмузея от 07.09.1929г. райисполком “для придания гражданского вида бывшей Никитинской церкви, занимаемой в настоящее время биржей труда” просил разрешения снять с церкви купола и с колокольни - кресты. Президиумом райисполкома 23 марта 1930г. был послан запрос в Нижегородский краевой музей о снятии крестов и разломке колоколен Никитинской (Спасской) и Покровской церквей. В ответе Главнауки Наркомата по просвещению от 17.04.1930г. указывается, что Никитская и Покровская колокольни состоят на учете Главнауки по I категории (самой высокой), говорится о возможности разрушения Покровской колокольни, как менее ценной, “что же касается Никитской колокольни, то таковая должна быть сохранена, как весьма ценная по архитектурно-историческому значению”.
В письме от 01.06.1930г. президиум райисполкома и горсовет обратились в Главнауку с просьбой разрешить сломку Никитинской церкви, так как церковь, по их мнению, пришла в полную негодность, не может быть ни подо что использована, а кирпич необходим на постройку новой городской школы. В ответе заведующего сектором наук Наркомпроса в Балахнинский райисполком от 05.06.1930г. говорится: “Здание б. Никитинской церкви чрезвычайно показательно, свидетельствует о возросшем торговом значении города в XVII веке, породившем другие более сложные формы постройки и особенно усилившем узорную внешнюю отделку. Никитинское здание является одним из замечательнейших сооружений древнерусской архитектуры и поэтому сломку его считать недопустимой. …Не следует лишать город всех наиболее ценных сооружений, характеризующих его социально-экономическое прошлое”.
Тогда по решению президиума райисполкома от 28.10.1930г. б. Никитинская церковь была передана НИГРЭС-строю под общежитие рабочих. В 1932-1933 гг. местные власти неоднократно пытались добиться от вышестоящих органов разрешения на разрушение храма, но положительного ответа не получили. Благодаря этому архитектурный ансамбль Спасской церкви и поныне украшает наш город. Когда снесено здание Введенской церкви, стоявшей рядом со Спасской церковью, точно не установлено, на 1 декабря 1927 года оно существовало, но имело сильные повреждения по причине ветхости.
В годы Великой Отечественной войны решением горисполкома от 26.11.1942г. №297 здание Спасской церкви, занимаемое на то время пищекомбинатом, было передано солезаводу и сильно пострадало: для обеспечения выпуска промышленной соли в самом здании монтировали оборудование, а непосредственно рядом с церковью бурилась глубокая скважина. После войны исполком горсовета вынес решение от 07.12.1945г. №372 о необходимости капитального ремонта “здания памятника архитектуры бывшей Никитинской церкви в г. Балахне, разрушенной солезаводом”.
Но восстановление Спасской церкви было проведено только после того, как она была поставлена на госохрану как памятник истории и культуры республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №1327. Реставрация храма была проведена в 1957-1962 гг. К этому времени памятник находился в аварийном состоянии, здание имело плачевный вид: из-за весенних разливов (часто дома улиц Плесянки и Кузнечной стояли в воде) сильно пострадал фундамент церкви, в стенах появились большие трещины, были растесаны (расширены) окна и повреждено их обрамление, исчезла черепичная кровля, главы были полностью разрушены, кресты сняты. В 1957г. Горьковская специальная научно-реставрационная мастерская приступила к детальному изучению и реставрации памятника.
После реставрации храм предстал по внешнему убранству почти в первоначальном виде (поставлены главы и кресты, реставрированы обрамления окон и порталов, здание побелено), но ни о какой передаче его верующим во времена борьбы с “религиозными предрассудками” не могло быть и речи. Долгое время здание церкви использовалось городским торгом как складское помещение.

Только почти через 70 лет после его закрытия Спасский храм был возвращен православным христианам. Распоряжением комитета по управлению госимуществом администрации Нижегородской области от 31.08.1995г. №654 здание церкви было передано в бессрочное, безвозмездное пользование религиозному объединению Русской православной церкви (Устав его зарегистрирован 16 марта 1993г.). С осени 1995г. Спасский приход возглавил отец Виктор. 26 мая 1996г. храм был открыт для богослужения. К моменту передачи здание Спасского храма требовало большого объема ремонтно-реставрационных работ. Но верующие не побоялись взять на себя заботу об этом ценнейшем памятнике истории и культуры. Определенные финансовые средства для проведения восстановительных работ церковным приходам г. Балахны выделялись администрацией Балахнинского района. Постепенно обустраивается церковь, взамен безвозвратно утраченным святым иконам и предметам, необходимым служителям в их благом деле, приобретаются новые. Сейчас настоятелем Спасской церкви служит иерей Владимир Сёмин.

Ж. КУВШИНОВА,
заместитель директора архива

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские волонтеры смогут принять участие в творческом конкурсе проекта «Формирование комфортной городской среды»
Пять представителей регионального бизнеса удостоены звания «Заслуженный предприниматель Нижегородской области»
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна