ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

15:48 25.12.2010| Интервью | Версия для печати

А.Г. Шаронов: “Если хочешь влиять на процесс, в нем нужно участвовать”

По традиции накануне новогодних праздников гостем “Рабочей Балахны” стал депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель Комитета по бюджету и налогам Александр Георгиевич ШАРОНОВ. Он ответил на вопросы журналистов газеты.
- Александр Георгиевич, как проходила работа над областным бюджетом на 2011 год?

- Нельзя сказать, чтобы она была трудной. Сначала определяются прогнозы экономических показателей, а потом уже от этого считается и доходная часть, и, соответственно, определяются расходы.
Почему было не очень сложно? Потому что задача была поставлена та, что “выросла” еще из прошлого года. Когда начался кризис, в областном бюджете 2009 года был отменен ряд надбавок работникам бюджетной сферы. И решено было при первой же возможности, во-первых, – восстановить эти надбавки, а во-вторых, – проиндексировать их, поскольку инфляция есть и будет. Это было сделано уже в середине 2010 года. На 2011 год необходимо было закладывать эти расходы в полном объеме.
Со следующего года налоги на фонд оплаты труда увеличиваются, и за работников бюджетной сферы платит область. Это тоже надо было учесть. Когда все заложили и проиндексировали, то оказалось, что возможностей для решения каких-то остальных вопросов не так уж много.
Обсуждался вопрос об увеличении государственного долга Нижегородской области. В конце концов, было принято решение, что мы его увеличим еще примерно на 7,5 миллиарда рублей, и к концу 2011 года эта цифра подойдет к максимально разрешенной нашим же законом сумме в размере 50 процентов от собственных доходов.
Оправданно это или нет? Я считаю, что это оправданно по нескольким причинам. Первая из них - все, что касается увеличения государственного долга, идет исключительно на цели развития. Причем, если увеличить госдолг на 7,5 млрд. руб., то программа развития на следующий год будет превышать 13,5 млрд. руб. Это означает, что текущие расходы области по социальным обязательствам они полностью покрывают, плюс еще остается некий запас.
И в данном случае дополнительные деньги должны, во-первых, стимулировать нашу же экономику. Во-вторых, это создает дополнительную налогооблагаемую базу, поскольку появляются дополнительные рабочие места, дополнительное имущество, которое в дальнейшем подлежит налогообложению, и так далее. То есть мы получим отдачу в виде дополнительных налоговых поступлений. В том числе увеличатся и доходы для погашения и обслуживания этого государственного долга.

Такая политика проводилась областью все эти три кризисные года. С одной стороны, мы понимаем, что такая мера, как увеличение госдолга в качестве источника для стимулирования внутреннего спроса, к концу 2011 года будет практически исчерпана, с другой стороны – не только субъекты Федерации, но и государства в условиях экономических кризисов делают именно так. Так поступают Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Япония и Китай. Все они, даже путем заимствований на государственном уровне, стимулируют внутренний спрос, чтобы он служил локомотивом в восстановлении экономики.
Кстати, можно сказать, что в 2010 году собственные доходы областного бюджета уже превысили доходы 2008 года, когда кризис уже начинался. Предполагается, что в следующем, 2011 году, промышленность в Нижегородской области вырастет на 5,5 - 6 процентов, по разным видам отраслей. Инфляция предполагается порядка 7 - 7,5 процента, доходы населения вырастут на 12 процентов, то есть реальный рост заработной платы будет 4,5 – 5 процентов. В бюджетной сфере индексация заработной платы составит 11 процентов. Предполагается, что собственные налоговые доходы областного бюджета вырастут на 14,8 процента, неналоговые доходы - примерно на 18 процентов.
Этому способствовали те мероприятия, которые проводились в кризисный период. Это и дополнительные заимствования, и то, что заключались и сейчас продолжают заключаться инвестиционные соглашения с теми предприятиями, которые, несмотря на кризис, реализуют у себя новые инвестиционные проекты. Я имею в виду те инвестиционные соглашения, по которым могут предоставляться налоговые льготы.
Принцип здесь такой же. Если сегодня область на первом этапе реализации инвестиционного проекта готова отказаться от какой-то части дополнительных доходов, то она делает это для того, чтобы этот инвестпроект состоялся, и в дальнейшем, по истечении срока инвестиционных соглашений, налогооблагаемая база увеличится, и соответственно доходная база будет расти. Такие проекты проводились, сейчас проводятся и будут проводиться в будущем.
За счет всего этого комплекса мероприятий доходная база в Нижегородской области все-таки растет. Да, программа развития у нас в этом году будет несколько меньше, чем в предыдущие годы. Но появляются и новые программы, например по поддержке молодых специалистов, по поддержке строительства малоэтажного жилья и другие.
Кроме того, у нас есть резервный фонд правительства в сумме 2 млрд. 500 млн. руб., который, как предполагается, будет использоваться для софинансирования по федеральным программам, которые будут распределены между субъектами Федерации. Конкретные суммы будут зависеть от того, какую квоту и по какой программе предоставят Нижегородской области, в разных программах - разные пропорции софинансирования.
В частности, у нас в Нижегородской области достаточно большая заявка по программе модернизации здравоохранения. В этом есть заслуга хорошо известного в Балахне А.В. Кар-цевского, поскольку была проведена очень большая организационная работа. Мы рассчитываем, что по этой программе наша область получит несколько миллиардов рублей.
- Бюджет Нижегородской области на 2011 год называют социально направленным. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Бюджет всегда является социально направленным, поскольку он делается в интересах общества. Есть расходы, социальная направленность которых очевидна, например на здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и так далее. Такие расходы составляют в бюджете области более 60 процентов. А то, что касается поддержки промышленных предприятий – разве не имеет социальной направленности? То же самое касается поддержки физкультуры и спорта. И программа развития, о которой уже говорилось, также имеет социальную направленность.
- Поделитесь вашим мнением о нынешнем составе Законодательного собрания области, об эффективности работы депутатов.
- Нынешний состав кардинально отличается от состава Заксобрания предыдущих созывов тем, что на этот раз половина депутатского корпуса формировалась по партийному списку. Это, безусловно, повлекло существенные изменения в работе. Помимо обычной структуры Заксобрания, где есть профильные комитеты по направлениям деятельности, появляются еще партийные фракции, которые также обсуждают и принимают решения по тем или иным позициям. Труднее или легче работать в таких условиях, это сложно сказать. Иногда труднее, иногда проще. Но с этим необходимо считаться.
И я считаю необходимым для себя, как представитель Балахнинского и Володарского районов, работать во фракции партии “Единая Россия”. Это правящая партия, и ее позиция фактически определяет решения Законодательного собрания. Для любого депутата, который хочет какую-то поправку внести, задача не в том, чтобы просто убедить профильный комитет, но еще и в том, чтобы убедить фракцию, и в этом случае получить решение Законодательного собрания. Депутаты – хорошие люди, просто зачастую у каждого свой взгляд на жизнь, иногда - разные интересы. Например, мне хочется, чтобы в Балахне сначала ФОК построили, а другой депутат отстаивает интересы другого района. Если хочешь влиять на результат процесса, то в этом процессе, как минимум, надо участвовать.
- В марте состоятся выборы в Законодательное собрание пятого созыва. Партия “Единая Россия” - единственная партия, которая провела предварительное внутрипартийное голосование. В чем значение праймериз, как вы его оцениваете?
- Для меня пока ответ на этот вопрос не очевиден. Как я понимаю логику, для чего нужны праймериз? “Единая Россия”- действительно на сегодня партия власти. И люди, которые стоят у руля, понимают, что есть серьезная опасность, что партия может “забронзоветь”. Чтобы этого не произошло, используются разные механизмы, праймериз – один из вариантов. Помогут они устроить внутри партии конкуренцию или, наоборот, будут использоваться для отсечения неугодных – покажет время. Кстати, результаты праймериз не являются обязательными, они - рекомендательные. Поэтому в некоторых случаях, когда было неочевидное голосование по тому или иному округу, проводили дополнительные социологические исследования, уже не внутрипартийные, а среди людей, которые проживают в том или ином районе.
Мы берем этот инструмент на пробу, в некоторых демократических странах он давно используется. Например, в США все решается через праймериз, население очень опосредованно участвует в выборах. Но, как известно, те институты, которые широко используются на Западе, у нас в России нередко либо дают не совсем те результаты, либо не приживаются вовсе. К праймериз надо относиться, как к творческому поиску процедур, которые должны вносить открытость, гласность и демократичность.
- По словам председателя Законодательного собрания В.Н. Лунина, перед депутатами нового созыва будет поставлена задача повышения качества жизни населения Нижегородской области. Каким образом депутаты могут повлиять на этот процесс?
- Депутаты Законодательного собрания занимаются законотворчеством в той части, которая входит в полномочия области. Есть, например, огромный блок вопросов, который очень сильно интересует людей, это тарифы на ЖКХ, определение муниципальных программ ремонтов – капитальных, дорожных. Но все это не является полномочиями области, это полномочия района, муниципалитета. С другой стороны, есть вопросы, которые тоже очень важны и касаются многих налогов, уголовных наказаний. Эти вопросы исключительно в федеральной компетенции.
В полномочия области входит часть налоговых вопросов, в той пропорции и в той степени, которая касается доходов области. Депутаты Законодательного собрания решают вопросы распределения по направлениям как раз собственно областных доходов и расходов, финансирования через областные программы. Например, если мы посмотрим на балахнинский бюджет, то увидим, что поступления из области возросли с 277 млн. руб. в 2006 году до более чем 640 млн. руб. в 2010 году. Это при том, что собственные доходы балахнинского бюджета остаются на уровне 420-480 млн. руб. с неоднозначной динамикой. Собственные доходы района, к сожалению, не выросли за эти пять лет, а поступления из областного бюджета выросли в 2,5 раза.
Депутаты, в основном, решают вопросы экономической политики, в том числе занимаются созданием инвестиционного климата, благоприятного для привлечения в Нижегородскую область бизнеса. Это и вопросы, касающиеся инфраструктуры, то есть развития транспорта, развития коммуникаций, и вопросы предоставления определенных налоговых льгот.
- В этом году было очень жаркое, засушливое лето, пожары. Насколько сильно пострадал агропромышленный комплекс области? Есть ли областная программа его возрождения, помощи селу?
- Аграрии пострадали достаточно сильно. Сложно оценить ущерб в деньгах, поскольку есть цифры, сколько они собрали урожая, и есть их финансовые результаты, но невозможно точно определить, что было бы, если бы погода была другая. К тому же даже внутри Нижегородской области в разных районах показатели сильно отличаются. Тем не менее в целом понятно, что потери достаточно серьезные, по разным оценкам от 1,5 до 3 млрд. рублей. Но уже во втором полугодии Законодательным собранием области было принято несколько изменений в бюджет с целью поддержки агропрома. Выделялись дополнительно собственные средства Нижегородской области уже в текущем году, чтобы софинансировать федеральные программы. Мы получили по этим программам дополнительно более 2 млрд. руб. Это мало касается Балахнинского района, поскольку район в основном промышленный. Но, например, Володарский район, который тоже входит в наш избирательный округ, получил очень серьезную финансовую поддержку.
- 2011 год губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев объявил Годом Минина. Балахна – родина Кузьмы Минина. Будет ли принята областная программа и войдет ли в нее наш город?
- В Балахне уже 10 лет проводится культурно-патриотическая акция “Алтарь Отечества”. Эта программа появилась здесь, в Балахне. Мы знаем крестных отцов “Алтаря Отечества” – В.И. Блинкова и В.А. Шамшурина, которые выдвинули эту инициативу и активно ее продвигают.
Тот факт, что губернатор объявил 2011 год Годом Минина, показывает, что В.П. Шанцев четко понимает необходимость этой программы и, более того, он подтверждает намерения по возможности программу расширять. И поскольку 2012 год – это год юбилея Ополчения, в следующем году необходимо об этом активно заявлять на федеральном уровне. Такой повод, как 400-летие Ополчения, необходимо использовать, в том числе и для привлечения в район дополнительных федеральных денег, не только на патриотическое воспитание молодежи и сохранение исторической памяти, но и на развитие инфраструктуры. Губернатор будет продвигать эту программу как федеральную идею, и мы все будем ему в этом помогать. Здесь будет и прямой экономический смысл.
- Одна из составляющих бюджета – это налоги с физических лиц. Планируется ли уже со следующего года повысить налог на недвижимость?
- Нет, пока такого повышения не будет.
- Будет ли уменьшен транспортный налог?
- Как вы знаете, в начале этого года федеральные власти заявили о намерении снизить транспортный налог путем введения акциза. Хотели как лучше, но получилось как всегда. С начала следующего года акцизы действительно будут повышены, а транспортный налог понижен не будет.
Каковы здесь причины? Транспортный налог на сегодня является доходом субъекта Федерации, то есть области. Это тот доход, за счет которого мы ремонтируем дороги областного значения. Акцизы в полном объеме уходят в федеральный бюджет. На федеральном уровне повысили свои доходы и предложили областям отказаться от своих, что, естественно, трудно реализуемо.
При этом было заявлено, что те акцизы, которые дополнительно будут собраны на федеральном уровне, потом, начиная со второй половины 2011 года, будут перераспределяться между субъектами. Только к концу 2011 года нам скажут, сколько из этих денег достанется Нижегородской области.
Но в 2011 году нам надо ремонтировать свои дороги и надо точно знать, на какие деньги мы можем рассчитывать, чтобы проводить тендеры среди подрядчиков. И начинать ремонтировать дороги нужно летом, а не в декабре. Поэтому мы сделали следующим образом. Транспортный налог пока оставили на прежнем уровне, но для налогоплательщиков перенесли сроки уплаты налога. Если раньше требовалось уплатить налог до 15 апреля, то в следующем году - до 1 ноября. Мы надеемся, что к концу 2011 года получим прозрачную методику, как будут распределяться дополнительные сборы по акцизам, соответственно мы сможем оценивать наши возможности. Но это относится скорее к 2012 году. Тогда говорить о том, чтобы с 2012 года снижать транспортный налог, вполне реально.
- Будет ли в нашем районе вестись строительство низконапорной плотины и объездной дороги?
- В Нижний Новгород на днях приезжали специалисты Росгидро, и в Законодательном собрании проводились встречи - слушания по вопросу. Окончательное решение пока не принято.
Позиция Нижегородской области известна, она сформулирована давно. Нам хотелось бы иметь низконапорную плотину в Балахнинском районе, что даст здесь дополнительные объекты и дополнительные рабочие места, дополнительную транспортную структуру, позволит избежать несопоставимых расходов по организации дренажа. Одно дело - провести мероприятия по защите от подтопления на участке от Балахны до Заволжья, другое – от Балахны до Чебоксар.
Что касается объездной дороги, то она будет строиться. В этом году область на нашу объездную дорогу потратила очень много денег, но мы не видели фактически выполняемых работ. Почему так получилось? В прошлом году, хоть он и был кризисным, в федеральный бюджет с нас сняли 4 млрд. 400 млн. руб., именно с программы дорожного строительства. И часть этих денег была снята именно с этого объекта – объездной дороги, где у нас было софинансирование из федерального бюджета.
Под эту программу у нас уже в начале 2009 года были выделены деньги из федерации и из области, под эти средства были проведены тендеры и выполнены работы. А затем нам сообщили из федерации, что эти деньги отзывают. Мы были вынуждены закрывать долги в 2010 году, но только из «кармана» области. И потратили несколько сотен миллионов рублей за задолженность перед строителями за объемы работ, выполненных еще в 2009 году.
Объемы работ, которые будут производиться в следующем году по строительству объездной дороги, будут зависеть от того, сколько денег мы получим из федерального бюджета. Это будет известно к концу первого квартала. В областном бюджете средства на софинансирова-ние заложены.
- Вы ежегодно проводите в нашем районе благотворительные праздники, новогодние елки для детей.
- В этом году обязательно тоже будут елки для детей, причем они начнутся уже в эти выходные. Дети не понимают, да и не должны понимать ничего о кризисах. Проблемы взрослых должны оставаться проблемами взрослых.
- Как вы планируете встретить Новый год?
- Как обычно, с семьей и друзьями.
- Ваши пожелания балахнинцам в праздничные дни?
- Новый год – это праздник семейный. Я хотел бы пожелать всем спокойствия и комфорта в домах, мира в семьях. В этом случае гораздо легче воспринимать все то, что есть сложного в жизни, и гораздо радостнее воспринимать то, что есть в ней хорошего. Хотелось бы пожелать, чтобы налаживалась экономика, чтобы предприятия восстанавливались. Понятно, что у предприятий свои сложности, своя конкурентная ситуация и свои финансовые потери, но хотелось бы, чтобы при малейшей возможности работодатели повышали зарплаты работникам. Всем чистого мирного неба над головой в новом 2011 году!

А. КУВАЕВ
Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. РОДИОНОВА

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские волонтеры смогут принять участие в творческом конкурсе проекта «Формирование комфортной городской среды»
Пять представителей регионального бизнеса удостоены звания «Заслуженный предприниматель Нижегородской области»
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг более чем на 27 млн рублей
Социальные предприниматели и НКО смогут получить 200 тысяч рублей на продвижение своего проекта в рамках конкурса «Бизнес-Мост»
Нижегородцев приглашают к участию в ежегодной международной патриотической акции «Диктант Победы»

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна